Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее проблемных отраслей народного хозяйства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года №80-р утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.
Ключевыми направлениями Стратегии определены:
-
совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами;
-
оптимизация затрат на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
-
переселение граждан из аварийного жилья;
-
оказание качественных коммунальных услуг для населения;
-
общественный контроль.
Процесс управления МКД
Под этим термином понимается государственный механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно лицензирование деятельности по управлению многоквартирным домом.
Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 г. в Жилищный кодекс РФ введены поправки, обязывающие получать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью по управлению и содержанию многоквартирных домов лицензии в организациях государственного жилищного надзора субъекта РФ. Руководители управляющих компаний обязаны сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о повышении квалификации, в последующем подтверждая его, каждые пять лет.
В 2015 году в районе получили лицензии следующие организации: ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов), ООО «Управляющая компания» (руководитель Андрей Абрамов), ООО «ЖилСервис» (руководитель Ольга Юшина), ООО «Управдом Плюс».
По состоянию на 1 января на территории района находится 287 многоквартирных домов (без учета домов блокированной застройки). В настоящее время в управлении находится 181 многоквартирный дом (63% из числа многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способ управления).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ внесены большие изменения в Жилищный кодекс:
-
изменен порядок формирования и оптимизации региональных программ капитального ремонта вместе со сроком его проведения;
-
определен правовой механизм функционирования специальных счетов;
-
закреплен правовой статус владельца этого счета;
-
разграничена деятельность региональных операторов.
По состоянию на 5.03.2016 года общая собираемость взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов составляет 83,6% (выше среднего показателя по области – 78,6%), в том числе собираемость взносов в жилых помещениях муниципальной собственности 88,95 (выше среднего показателя по области – 82,1%).
В 2016 году в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов планируется провести ремонт в 8 домах. Кроме этого в 2015 году по одному дому по адресу: г.Харовск, ул.Кирова, 10 ремонт не был осуществлен по причине отсутствия заявок от подрядных организаций при проведении конкурсных процедур. Данный дом также планируется отремонтировать в 2016 году.
Специализированной проектной организацией разработана сметная документация. Основные виды планируемых работ: ремонт кровель, инженерных систем, ремонт фасада. В настоящее время собственниками жилых помещений проводятся собрания по согласованию видов работ и сметной стоимости. Протоколы решений собственников должны быть направлены в НО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Вологодской области» в срок до 1 апреля 2016 года. Далее Региональный оператор проводит конкурсные процедуры на выбор подрядной организации.
Согласно сметным расчетам общая потребность в финансовых средствах на ремонтные работы в 2016 году составляет 26 млн руб. Собираемость по району составляет 14,1 млн руб. В связи с этим возможна корректировка плана в сторону уменьшения видов ремонтных работ. Задолженность собственников жилых помещений по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 3,6 млн руб.
Переселение граждан из аварийного жилья
Необходимо в срок до 1 сентября 2017 года расселить граждан, проживающих в аварийном жилье, признанным таковым до 1 января 2012 года.
В 2015 году поданы заявки на участие в областной адресной программе №7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области» администрацией района и администрацией города Харовска.
Планируется переселить жильцов из 128 квартир, общей площадью 4470,3 кв.м. Подлежат сносу 65 домов.
До начала строительства жилых домов необходимо провести аукционы на аренду земельных участков, аукционы на долевое строительство или приобретение жилых помещений.
Общий объем финансирования с учетом средств Фонда содействия реформирования ЖКХ составит 153,8 млн руб., в т.ч. 7,7 млн руб. (5%) – средства местного бюджета.
Оказание качественных коммунальных услуг для населения
На территории района в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют деятельность 14 организаций, трудятся 383 человека.
Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства состоит в повышении эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.
Достижение данных целей невозможно без тесных взаимодействий населения, представителей бизнеса и органов власти.
В 2015 году на уровне района рассмотрено 53 обращения граждан по вопросам жилищно-коммунальной сферы (25% от всех заявлений).
Благодаря тесному сотрудничеству с руководителями и специалистами отделения город Харовск ООО ММП «Межрайонные ЭТС» (руководитель Любовь Светикова) в администрации района за прошедший отопительный период рассмотрены обращения и приняты решения по обеспечению устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов восточной части города, отапливаемых от котельной №18, регулировке приборов учета тепловой энергии на многоквартирных домах, отапливаемых от котельной №10, предоставлению некачественной услуги по горячему водоснабжению в жилых домах, отапливаемых от котельной ООО «Харовсклеспром».
С 2016 года в отношении предприятий, осуществляющих теплоснабжение, будут применяться долгосрочные тарифы сроком на 3 года.
Снизилось количество обращений граждан по вопросу аварийных ситуаций на системах водоснабжения, эксплуатируемых ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов).
Обеспечение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения. Стратегией определено: организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказана государственная поддержка.
Общественный контроль
Эффективно решать проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и создать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах – общая цель участников общественного контроля.
В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного контроля: объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках Стратегии будет производиться контроль над реализацией программ капитального ремонта, который поможет получать своевременную информацию по его проведению по каждому многоквартирному дому, отследить этапы, качество, проконтролировать стоимость работ. Запущена автоматизированная система мониторинга реализации региональных программ. На сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Капитальный ремонт» будет показана степень реализации программы капитального ремонта.
На основании жалоб граждан Центрами общественного контроля составляется рейтинг наиболее актуальных проблем в жилищно-коммунальной сфере и формируются региональные рейтинги управляющих организаций.
За последнее десятилетие было принято огромное количество законов и программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Большинство граждан относится к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Причина в том, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережает темпы роста доходов граждан.
Несмотря на трудности, организации и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находят пути решения и ставят задачи минимизации издержек. В отопительном периоде 2015/2016г. руководством ООО ММП «Межрайонные электротеплосети» приобретено топливо – каменный уголь по цене ниже прошлогодней на 30%, увеличена доля использования в котельных местных видов топлива (дров).
Значительным потенциалом развития жилищно-коммунального хозяйства является ресурсосбережение. Проведены мероприятия по оснащению 118 многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии (44%), все многоквартирные дома-потребители тепловой энергии до 0,2 Гкал оснащены приборами учета тепловой энергии, 84 дома (65%) имеют приборы учета холодного водопотребления.
Валентина МАКСИМОВА, заведующий отделом строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации района