Что такое 70 лет? 70 лет - это миг. 70 лет - это целая человеческая жизнь. Ровно 70 лет назад, 9 мая 1945 года, был самым счастливым, самым долгожданным, самым радостным днем - русский народ одержал Победу над фашизмом!
Но до праздника Победы, начиная с июня сорок первого года, время тянулось медленно. Шли страшные дни и ночи, наполненные кровопролитными сражениями.
Живые свидетели тех событий, сердца которых содрогаются воспоминаниями при одном только слове «война» - это наши прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки. Именно они, лучше всяких учебников истории и телевидения, смогут нам рассказать о том, что пришлось пережить советскому народу. Война, она хитрая - разделила людей на «фронт» и «тыл», но приносила горе и утраты всем.
Хочу рассказать о своем дедушке, труженике тыла – Николае Проворове. Николай Иванович родился в крестьянской семье 11 марта 1931 года в д.Бохтюгской Сокольского района. Всего в семье было пятеро детей, Николай был вторым ребенком.
В школу Николай пошел, когда ему исполнилось 8 лет. Через 2 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Николай Иванович вспоминает: «Мне было 10 лет, когда началась война. Отец ушел на фронт, а старшую сестру отправили медсестрой сначала в окопы, а затем – в госпиталь. Я остался старшим помощником матери». В школу ребята ходили за 3 километра от дома. Одеты были незатейливо – холщевые штаны и рубашка. Обуви практически не было, до самых холодов ходили босиком. Дедушка рассказывает, что если ноги сильно замерзнут, то снимали шапчонку с головы, вставали на нее, чтобы немного обогреться, и бежали дальше. Николаю было 12 лет, когда он закончил 4 класса и пошел работать в колхоз. «На этом закончилась не только моя школа, но и мое детство», - с грустью в голосе говорит дед.
Сначала Коля работал на ферме, помогал матери. Они вместе обряжали коров, вывозили навоз на санках на поля, отвозили сено на ферму, заготавливали дрова в лесу и также перевозили их на санях. К весне он стал помогать пахать. Первое время подгонял быков (пахали на быках, так как всех лошадей забрали на фронт). «За это я зарабатывал один трудодень, тем самым получая 400 грамм хлеба. Это немного, но все же была поддержка матери - нужно было кормить детей», - рассказывает дед. Заработанную муку смешивали с травой, клевером, крапивой и пекли лепешки. А когда весной перепахивали поля и находили гнилой картофель, то обязательно его собирали - он тоже шел на приготовление лепешек. Летом дел было не меньше - полевые работы, сенокос. В августе-сентябре была уборка урожая. Люди трудились каждый день круглый год. Быками пахали только колхозные поля, а для пахоты своих огородов в плуг впрягались женщины и подростки (по 7- 8 человек ходили с одним плугом).
Дед с грустным смехом вспоминает случай, как морозной зимой перевозил на быке колхозное сено из леса. Бык устал, заупрямился и встал на месте. Заставить его идти дальше не могли ни уговоры, ни плеть. Тринадцатилетний подросток в сердцах стукнул вилами по уху непослушного быка и обрубил его. За порчу колхозного имущества Коле дали штраф – пять трудодней. Штраф давали за все – бежали летом на речку с ребятами, увидали на поле цветущий горох, нарвали незрелых сладких стеблей, чтобы поесть – сторож увидел, и мальчишки также были наказаны трудоднями. «В суровые времена – суровые законы», - считает дед.
Николай Иванович вспоминает, как много похоронок приходило в деревню в первый год вой- ны. Через день или через два почтальон обязательно приносил в чей-то дом печальное известие. А когда в тыл возвращались раненые, радость родных не передать словами – вернулся живой! Дедушка вспоминает частушки военных лет, пронизанные грустью от разлуки с любимыми, ожиданием скорых встреч:
Письмецо пришло от дроли, пишет – в руку ранили.
Как бы раненого дролечку домой отправили.
И еще:
Сизокрылый голубочек не боится холоду,
Дролю ранили в Германии, везут на Вологду.
Еще дедушке вспоминается случай, как в соседнюю деревню был выброшен немецкий десант, с целью травить ядом зерно на полях. В десанте было четыре человека – два немца и два пленных русских. Как приземлились, пленные русские сразу же сдались властям, не захотели становиться преступниками и вредить своему народу. Коля с друзьями-подростками бегали за 8 километров в соседнюю деревню смотреть пленных немцев, которых под конвоем вели по дороге. Немцы не казались заклятыми врагами – шли жалкие, озирались на всех.
Победу в мае 1945 года встретили в поле. Радио в деревне не было, поэтому все новости сообщал нарочный из сельсовета. Радости людей не было предела – кто плакал, кто смеялся. В этот день разрешили не работать.
Самое тяжелое воспоминание деда - страшный послевоенный голод. Стране приходилось поднимать и кормить разоренные районы. Осенью колхоз сдавал все зерно на хлебопоставки. В посевное зерно добавляли мышьяк – сохраняли от мышей и от людей. Бывало так, что на весенний сев зерна не оставалось, и тогда женщинам и подросткам приходилось идти пешком 15 километров до станции Морженги за необходимым зерном. Женщины носили в заплечных мешках по 15-20 килограммов зерна, ребята по 10-15 килограмм. «Такое было наше военное детство. Но мы были рады тому, что нас не бомбили, не жгли, не стреляли. Люди в деревне были добрые, во всем друг другу помогали. Если же, кому-то приходила похоронка - горевали всей деревней», - вспоминает мой дед. И радовались тоже всей деревней – праздники, гулянья - все были вместе, как одна семья.
После окончания вой- ны и до службы в армии дед работал в родном колхозе (колхозный стаж – 8 лет). В армию юношей призывали с 20 лет, так как все они были очень худые и истощенные, не хватало веса до нормы. Служили по 4 года, потому что ребят призывного возраста было мало. Николай Иванович проходил службу в Молдавии, на границе с Румынией, а затем на Дальнем Востоке. В Молдавии впервые в жизни попробовал некоторые фрукты и необычный красный овощ – помидор. После армии устроился работать в Семигородний леспромхоз, где отработал 36 лет. Общий трудовой стаж - 44 года. На производстве дедушка всегда считался ответственным, добропорядочным и трудолюбивым работником, и за годы труда имеет грамоты и награды.
Сейчас Николаю Ивановичу 84 года. С моей бабушкой Ниной Александровной они ведут домашнее хозяйство – большой огород, содержат кур и коз. «Я благодарю Бога за то, что он дал мне силы пережить страшные годы войны, и сейчас дает силы не сидеть сложа руки, по возможности заниматься работой», - говорит, улыбаясь, Николай Иванович.
Я горжусь тем, что у меня есть такой замечательный дед! Несмотря на сложности судьбы, потери и горести, он остается доброжелательным, неунывающим, заботливым и самым лучшим дедушкой на свете!
Анастасия ЛЕВИНА, ст.Семигородняя
Фото из семейного альбома