Мой отец Александр Иванович родился в 1924 году у Клавдии Федоровны и Ивана Андреевича Корчагиных, которые жили в деревне Починок Фроловского сельсовета.
Крестьянская семья была большая: пять сыновей и красавица дочка Татьяна. Сыновей звали Алексей, Николай, Авенир, Анатолий и Александр. К началу Великой Отечественной войны все они были взрослыми людьми.
Алексей и Николай были близнецами 1912 года рождения. Алексею во время работы в лесу отскочившим от дерева сучком повредило глаз. Он единственный из сыновей не мог по медицинским показаниям идти на фронт. Во время войны Алексей работал председателем колхоза и всю свою жизнь прожил в родной деревне.
Николай рано ушел из родительского дома. До войны он работал в Семигороднем леспромхозе, жил на одном из участков. Был женат, имел дочь. Во время войны воевал на фронте. Согласно «Книги Памяти», сержант Корчагин Николай Иванович умер от ран 15 августа 1943 года, место захоронения: Смоленская область, город Вязьма, в районе деревни Мясоедово.
Судьба третьего сына Авенира, 1915 года рождения, также трагична. Отслужив воинскую службу, он уехал в Ленинград, был кадровым военным. Во время войны Авенир служил в войсковой части службы наблюдения и связи. Воинская часть находилась неподалеку от дома, где он жил. Однажды, придя в очередное увольнение, Авенир нашел дома жену и сына мертвыми. Жена потеряла хлебные карточки и умерла вместе с ребенком. На саночках свез Авенир родных на кладбище, похоронил и возвратился в часть. 2 июля 1942 года он был ранен на фронте осколком мины в правую руку и левое бедро. Из-за потери правой руки Авенир стал инвалидом войны 2 группы и в этом же году возвратился в родные места. Несколько лет он работал директором инвалидного дома в поселке Возрождение. 8 декабря 1947 года Авенир, получив в харовском банке деньги для расчета работников интерната, возвращался домой. Он шел не один, а со своим коллегой по работе. Машинист поезда видел, как двое мужчин барахтались на рельсах перед самым поездом, но мгновенно остановить его он не мог. На беду с другой стороны подошел другой поезд, и люди оказались между составами. Авенир даже с одной рукой был физически и духовно сильным человеком, он не позволил злоумышленнику отнять деньги. Погибли оба, а деньги унес ветер. Сразу после случившейся трагедии у Авенира родилась дочь Галина, никогда не знавшая своего отца и всю жизнь переживавшая его потерю. Так одного за другим потеряли сыновей Иван и Клавдия, но все-таки над смертью торжествовала жизнь – двое сыновей остались живы.
После службы в армии в звании капитана вернулся в родительский дом красавец Анатолий и сразу женился. В 1947 году он с женой переехал жить в Харовск. До войны Анатолий закончил финансовый техникум, поэтому его взяли на работу старшим инспектором госдоходов в райфинотдел. Он заботился о своем младшем брате Александре, помог ему устроиться в жизни. Война закончилась, а Александр продолжал служить на Северном флоте. Анатолий ездил в Мурманск проведывать его, заочно познакомил с понравившейся в райфинотделе девушкой, а позднее сосватал. По возвращении Александра со службы он поселил брата у себя и помог ему устроиться на работу заведующим общим отделом райисполкома. В 1950 году Анатолий перевез семью в поселок Вожегу к месту новой работы по направлению облфинотдела и оставил брата жить в своей квартире. Только на два года Анатолий был старше Александра, а при встречах постоянно воспитывал его, учил жить, заставлял учиться дальше.
Мой отец Александр Корчагин служил на Северном флоте с сентября 1942 по март 1950 года на минном заградителе «Мурман», был минером, матросом. С сентября 1942 по апрель 1943 года он обучался в школе оружия учебного отряда Северного флота, а затем, с октября 1943 по август 1944 года, участвовал в боях и походах в Великой Отечественной вой- не. Командир отделения старшина 2 статьи Александр Иванович Корчагин награжден медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», а также несколькими юбилейными медалями.
Сурова и продолжительна была служба на флоте. Рассказы о ней немногословны. Я никак не могла представить, как отец мог, стоя по грудь в ледяной воде, вместе с другими матросами разгружать баржи. В студеной воде кругом плавали льдины, а он вместе с минерами ставил мины. После работы в таких нечеловеческих условиях сразу отправляли на кухню и отогревали спиртом, иначе люди просто бы не выжили. Возвратившись на родину в 1950 году, отец женился. В райисполкоме, куда его устроил брат, он работал недолго, всего два года. Ему не нравилась кропотливая сидячая работа в кабинете. После райисполкома отец работал рабочим, шофером, в основном на ЛДК. В 1975 году он перешел на завод «Музлесдрев» шофером на автолесовоз, где работал до последнего дня.
В обыденной жизни отец был веселым, незаурядным человеком. Ему нравилось, как он говорил, «пошутковать». Прекрасный рассказчик, как и его братья, он умело превращал простую жизненную ситуацию в смешную безобидную историю. Часто рассказывал анекдоты, которых знал очень много.
В своих рассказах он никогда не повторялся, каждый раз в них было что-то новое. По-сыновьи заботливо отец относился к своей теще, моей бабушке Чистяковой Елизавете Александровне. Он очень любил своего старшего брата Алексея и ласково называл его Алеша.
Вспоминаю один случай. Отец приехал от родных. Спрашиваю: «Папа, расскажи, что ты делал в деревне, чем занимался?». «Помог по хозяйству, в деревне всегда дел много. А потом мы с Алешей всю ночь до самого утра на всю деревню пели песни». Дальше говорил восхищенно и удивленно: «Ты знаешь, Алеша мне такую красивую, длинную, старинную песню спел, я такой не слыхал». Я слушала и невольно любовалась отцом.
К сожалению, у всех братьев Корчагиных был короткий век. Война не прошла для них бесследно.
Наталья ПРОВОРОВА
Фото из семейного архива