Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

История происхождения глиняной кринки

27 января 2016 - Редакция

Однажды мы всей семьей поехали в гости к бабушке в деревню Сычёво Харовского района. Решив ей помочь в уборке дома, мы с мамой залезли на чердак, чтобы убрать старые вещи. 

 

Чего там только не было: и старые шкафы, и деревянные сундуки, и столовая посуда. Мое внимание привлекли коричневые горшочки, стоящие в самом дальнем углу чердака.  Я спросила у мамы, из чего же они сделаны? Оказалось, что эти самые горшочки называются кринками, и сделаны они из простой глины. Я очень удивилась, как из обыкновенной глины можно вылепить такой чудесный сосуд.
 
Решила выяснить, исследовать, откуда появилась в деревне такая посуда, где и как ее изготавливали.
 
В нашей местности сосуды с широким горлом называют кринками.
 
Кринки были объемом 1-2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18-20 см, диаметр 12-13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть кринку внутри.
 
Кринка служила для хранения молока как парного, так и холодного. Ввиду того, что сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше. Кринку ставили на стол, в ней молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде оно топилось в настоящей русской печке, не пригорая, приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок. А сверху - темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок. При хранении молока сливки отстаивались в узкой части кринки, и за счет сужения они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло. Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или тряпочкой, чтобы молоко «дышало».
 
Из истории гончарного производства известно, что начиная с губернской реформы Екатерины Второй и до начала XX века харовская земля находилась в составе Кадниковского уезда. Гончарный промысел на территории Харовского района имеет давнюю историю, с XIX века. Земли Кадниковского уезда были бедны хорошими гончарными глинами, посуду сюда привозили не только из Устья-Кубенского, Чаронды, Вожеги, Усть-Реки, но и изготовляли в Митюковской, Лещевской и в Васьяновской волостях. Самое большое количество, до 40 гончаров, насчитывалось в Васьяновской волости. Их заработок был незначительным. Основное производство глиняной посуды в Васьяновской волости было сосредоточено в деревнях Большой и Долгишево.
 
Глину брали в лесу, в километре или полутора от деревни Большой на старых «ляжах». В синюю глину добавляли песок, в красную – «кокшу» – головки от льна. Это делалось для прочности и для придания определенного цвета посуде. 
 
Глину резали квадратами по 20-30 килограммов и мерзлую везли домой, складывали штабелями во дворе. По мере надобности куски глины носили в корыте в избу оттаивать. Затем заливали горячей водой и месили ногами до тех пор, пока не формировалось глиняное тесто. Камешки и другие примеси выбирали руками. 
Посуду делали на гончарном круге. Готовый сосуд с наружной стороны подправляли деревянным ножом, затем заглаживали руками и мокрой тряпкой. В последнюю очередь делали венчик. Готовое изделие снимали с гончарного круга острым деревянным ножом и подсушивали при комнатной температуре 24 часа. Всю партию глиняной посуды досушивали на печи в течение четырех суток до тех пор, пока сосуды не приобретали мягкий охристый или желтый цвет. Обжигали горшки в русских печах. Печи в этой местности клали большие, с широким устьем. Кстати, в таких печах и мылись, бань не строили.
 
Обжиг посуды был ответственным делом, гончар сам залезал в печь, укладывал посуду на толстые ручки таким образом, чтобы ее легко можно было вытащить после обжига кочергой или толстыми щипцами. Обжиг был «невысокий», при нем температура в печи доводилась до 900 или 1000-1200 градусов. Проводили обжиг один раз, накаливали глиняные изделия добела, а затем «закаливали» их в мучной болтушке.
 
Использовали для приготовления раствора муку или «вывески» от муки. От консистенции и качества мучного раствора зависели цвет и рисунок обожженной глины. Этот процесс у русских гончаров назывался «обваркой». Обваренная посуда была значительно прочнее, и вода меньше просачивалась сквозь ее поры. После обварки рисунок на посуде получался большими темными разводами и пятнами. Очень редко мастерам удавалось получить красивый пестрый узор. Такую посуду, как правило, оставляли себе и на базар не возили. Цвет посуды был терракотовый. Местные глины содержали слюду, частички ее вкрапывались в глиняные изделия и искрились. Они не исчезали даже тогда, когда посуда при варке пищи пропитывалась жиром и маслом и задымлялась в печи. Васьяновские мастера изготовляли корчаги для пива, кубышки для дегтя, горлачи, рыльники, латки, всевозможные горшки, кринки, а также рукомойники. Однако больше всего требовалось мисок и кринок, которые использовались чаще всего для разлива молока. Их в данной местности называли «ставками». 
 
Существовало несколько форм – одни ставки были похожи на горшки, с мягко изогнутым туловом, но верх мастера делали широким, открытым, с круглым венчиком по краю. Другая форма ставок имела также широкий верх, но боковые стенки конусообразно сужались вниз. Такие формы позволяли сливкам равномерно распределяться по поверхности молока, а широкая горловина давала возможность хозяйке легко снять сливки. Сметану мешали вручную, сняв сливки со всех кринок. Вот почему в каждом хозяйстве требовалось много подобных ставок. Вся посуда васьяновских мастеров была небольших или средних размеров, так как местные глины не обладали большой вязкостью. Зачастую даже не удавалось вытянуть ровный сосуд, поэтому многие глиняные изделия имеют не идеально правильную форму. 
 
Глиняная посуда васьяновских мастеров продавалась на местных торжках в Азле, Шапше, Кумзере, Пундуге, Вожеге. Часто горшки меняли на зерно. Гончарную посуду укладывали в сено и развозили зимой на санях большими возами или на санках. Проезжая по деревням, протяжно кричали: «Горшко-о-ов, кому надо горшко-о-ов?».
 
Выводы исследования: глиняной посудой пользуются с давних лет; в настоящее время кринка стала лишь музейным экспонатом, а не предметом домашнего обихода; глиняная посуда сделана из природного материала, без вредных добавок, поэтому не вредна для человека, долго сохраняет тепло и холод (раньше, когда не было холодильников, люди хранили все продукты в глиняной посуде и они не портились); глиняная посуда очень красивая, можно разрисовать красками и она станет украшением любого стола. Но есть и недостатки – она бьется, с этой посудой нужно обходиться аккуратно и бережно.
 
 
Подготовила Ксения Фимичева, Харовская СОШ №2
Руководитель Татьяна Добрякова
Фото Андрея КОРОТКОВА

Похожие статьи:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 442 просмотра
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Место под рекламу 468х60 -1
Место под рекламу 468х60 -2
 


 

 

 

общество культура дети события праздник спорт конкурс школа здоровье победа люди библиотека история встреча война выставка поздравления закон политика воспоминания экономика соревнования музей ветераны семья юбилей творчество концерт акция детсад природа детский сад экскурсия фестиваль поэзия традиции образование самоуправление пенсионеры профилактика музыка проза михайловское сироты экология жкх мероприятие поздравление письмо награждение туризм выборы открытие село лыжи читатель армия традиция семигородняя волейбол отдых василий белов молодежь каникулы область память турнир сельское хозяйство митинг сорожино порядок чтения патриотизм ярмарка фото книга конференция лето школьники игра поездка итоги мчс футбол воспитатель цтнк гто семинар благоустройство религия газета губернатор прокуратура пундуга художник полиция инвалиды земляки проект картины