Есть у меня замечательная подруга Сонька. После учебы ей посчастливилось поработать в самой что ни на есть настоящей деревне.
Она захватила даже те времена, когда хозяева, уходя, не запирали свои избы на ключ, а просто приставляли к дверям батог – обыкновенную деревянную палку. Если батог припирает дверь, всем ясно – хозяев нет дома. О воровстве в то время и не помышляли, жили деревенские дружно и мирно.
Сонька с подругами жила в общежитии, как и полагается, на вечерние посиделки к ним приходили деревенские парни. Много разных веселых историй поведала Сонька, но особо запал мне в душу случай, который произошел с девчонками во время святочных гаданий. Хотите – верьте, хотите – нет, но было все это на самом деле. Во всяком случае, уж кому-кому, а Соньке я верю, как самой себе.
Девчонки основательно готовились к святкам, заблаговременно закупали свечи (они в те времена считались дефицитом, не скоро где раздобудешь). Интернета раньше не было, поэтому различные способы святочных гаданий они узнавали у старушек и их скрупулезно конспектировали, психологически настраивали себя, чтобы не позволить расхохотаться в самый ответственный момент, чем могли испортить всю серьезность процесса.
И вот наступила та долгожданная святочная ночь, которую с таким волнением и нетерпением ждали девчонки. Как обычно, в общежитие пришли парни, только почему-то не примкнули к подругам, а забрались на теплую печь и с интересом наблюдали за гаданием. Под зажженные свечи девушки гадали на блюдце, что-то у них получалась, что-то нет. В комнате царили тишина и полумрак. Вдруг из коридора отчетливо раздались бодрые, уверенные шаги. Все замерли, с волнением и тревогой смотрели на дверь комнаты, которая тихонько заскрипела, и в совсем небольшую образовавшуюся щель в комнату юркнул черт. Да, да, самый настоящий черт. На фоне белой двери, в мерцании свечей отчетливо просматривался его силуэт. Был он весь черный, худощавый, с рогами на голове. Крутя хвостом, черт изобразил несколько пружинистых прыжков. Есть такое выражение: «Душа ушла в пятки». Так вот у Соньки тогда точно душа ушла в пятки, а может, и вообще выскользнула на мгновение из ее тела. Она стояла, как вкопанная, не в силах пошевелить даже пальцем. В немом оцепенении от увиденного ужаса находились и ее подруги. А черт тем временем оглядев своим страстным, пронзающим взглядом застывших от страха девчонок, быстро шмыгнул за дверь. Прошло некоторое время, прежде чем в общежитии раздались визг и душераздирающие крики подруг. Ребята вместе с девчонками выбежали на улицу. На заснеженном крыльце четко, как на ладони, были видны многочисленные следы копыт – следы непрошенного ночного гостя. А над крыльцом в темном небе сияла луна, и девчонкам показалось, что она злорадно раскачивается.
-Вот с нее-то он к нам, наверное, и прыгнул, - проговорила одна из подруг.
Понятно, что в эту ночь в общежитии не спали. Утром, уходя на работу, девчонки договорились никому не рассказывать о ночном происшествии. Промолчать не получилось, и уже после обеда по деревне поползли слухи о визите черта. Самые любопытные приходили к общежитию посмотреть на следы. Деревенские старушки тут же выдвигали свои версии.
- Не иначе как девки были пьяные, вот им и поблазнило, - судачили одни.
-Если сам черт приходил, то это не к добру, не иначе как быть войне, - утверждали другие.
Моя Сонька – девчонка смелая, под стать своим подругам. Они решили погадать еще раз и даже поговорить с «рогатым», если он снова пожалует в гости. Вот отчаянные, я бы на это никогда не согласилась! На вторую ночь история повторилась. Также в безмолвной тишине раздались четкие, уверенные шаги ночного гостя, только черт почему-то не решался зайти.
-Заходи, если пришел, - нарушил тишину дрожащий, неуверенный голос одной из девчонок.
После приглашения дверь заскрипела, и в комнату шагнул черт. Он, как будто бы молча, посмеялся над девчонками и беззвучно исчез. На этот раз не было пронзительных криков, и никто не побежал на улицу. Девчонки смотрели в окно. Улицу зимней ночной деревни освещал яркий фонарь. По дороге стремительно бежал их незваный гость, и подругам казалось, что его ноги не касаются земли, ну прямо-таки Гоголевский черт из повести «Ночь перед Рождеством».
История о втором визите черта просто потрясла всю деревню. Развеяла все предрассудки сельская жительница Дарья Круглова, которая несколько дней была в городе и ничего не слышала о случившемся в деревне. По приезду домой она обнаружила в сенцах черную шапку с прорезями для глаз и шапку ушанку с искусно прикрепленными к ней коровьими рогами. Дарья воспитывала двух сыновей. Ванька – старший, он-то и ходил к девчонкам вечерами на посиделки. Младший Петька учился в шестом классе сельской школы. На рождество Кругловы зарезали корову. Узнав о том, что девчонки будут гадать, Ванька решил пошутить над подругами и, имея натуральные атрибуты, без труда сварганил костюм черта для младшего брата. Прихватив с собой коровью ногу, чтобы оставлять следы копыт на крыльце, Петька являлся в общежитие в образе «рогатого» героя.
То, что девчонки негодовали, это ни сказать ничего, конечно, они очень рассердились на парней. Встретиться с обидчиками у них не получилось, так как была суббота, и все разъезжались по домам. Подруги твердо решили выдвинуть ультиматум – больше никогда не разговаривать с ребятами.
В понедельник рейсовый автобус привез девчонок в деревню. Перед работой они забежали в общежитие. Дверь их нехитрой избушки припирал батог. Зайдя внутрь, девчонки удивились – в их доме было тепло. На столе лежала записка со следующим содержанием: «Печь истоплена. Черта не было. Ребята».
Эх, какой уж тут ультиматум!
Ольга ГОЛЫШ