На нашей харовской земле родились творческие люди, среди них Василий Иванович Белов – писатель с мировым именем, художник Алексей Федорович Пахомов и Владимир Николаевич Зернов из д.Варламово Харовского сельского поселения, график Генриетта Николаевна Трапезникова (Бурмагина) и другие.
25 лет назад, в 1990 году приехал и был очарован природой харовской земли художник-москвич Иван Базанов. Судьба привела его в наш район вместе с другом-поэтом Михаилом Демашевым. Они обосновались в деревне Асеихе Кубенского сельского поселения.
Иван Егорович родился в Москве в 1946 году. Как и во многих многодетных семьях, детство его не было легким, но светлые воспоминания о нем навсегда остались в его сердце. Уже в школьные годы у него пробудился интерес к искусству. Детские рисунки привели его в Народный университет имени Надежды Константиновны Крупской, где он учился заочно. В юношеском возрасте пришел в Московское художественное училище «Памяти 1905 года», где его наставником был художник Афанасий Евстафьевич Сухинин, с которым Иван Егорович продолжает творческую дружбу.
Его работы участвовали в различных выставках, которые проводились в Московском доме художников. Но увлекался он не только живописью, а как разносторонне развитый человек и спортом. С 14 лет начал заниматься борьбой, занимал призовые места в московских соревнованиях. Любовь к спорту не вышла на первое место, победила любовь к живописи, но до сих пор он уделяет борьбе определенное место в его жизни, утверждая, что это путь к совершенству.
После промышленной Москвы деревня Асеиха показалась ему миром цветов, миром трав и неба, которые для пейзажиста стали главным содержанием его творчества.
В 1994 году, в честь 50-летия города Харовска, Иван Егорович провел первую персональную выставку своих работ в доме ремесел (сейчас ЦТНК). Неискушенный и неизбалованный вернисажами харовский житель был удивлен и восхищен. На выставке побывало большое количество харовчан, которые выразили свое отношение к картинам в восхитительных отзывах о проведенной встрече с прекрасным.
Трудновыполнимая задача – рассказывать о картинах, но я попытаюсь. Та выставка надолго осталась в памяти не только у меня. Я вспоминаю ее, и в памяти – восхищенные взоры посетителей на работу «Единственная». Они подходили к ней, уходили к другим картинам и вновь возвращались... Сколько мыслей возникало у людей при взгляде на единственную звезду в ночном зимнем холодном небе!? За ней скрывается единственная любовь и единственная встреча, единственная мечта и одинокая жизнь, да мало ли о чем своем думали посетители выставки. Картина доставала из глубины души самое сокровенное. Кажется, об этой работе поэт Эдуард Асадов написал такие строки:
В простудном мраке, в сырости ночной
Горит огонь спокойно-одинокий.
Чуть-чуть печальный, трепетный такой,
Загадочный, манящий и далекий.
В зимних картинах – всегда чарующая и увлекательная тайна. Так, в течение нескольких лет художник пишет, я бы сказала, эпическое полотно под названием «Среди миров». Многие харовчане видели его на выставке, высказали свои положительные отзывы, но время идет, а художник постоянно подрабатывает ее. Трудно пишутся ночные работы. Ночные пейзажи, такие как «Ночной мираж», «Накануне», «Ночующая Асеиха» и многие другие остаются в душе навсегда. Не зря же его друг Михаил Демашев написал такие строки:
Бомонд, что выставочный зал
Обозревал с улыбкой барской,
Не знал, что мастер замерзал,
Творя пейзаж ночной январский.
Свой холст отдал он за гроши
Какой-то царственной особе.
А с ним и часть своей души -
Ночную звездочку в сугробе.
Весна. Она находит отражение в работах «На краю зимы», «Заждались», «Весенние заморозки», «Харовский март», «Весна на задворках» и др. Художник подмечает пробуждение природы от зимней спячки.
Его летние пейзажи не оставляют никого равнодушными, так как в них вложена его душа, и, кажется, каждого из нас тоже. Названия картин говорят сами за себя: «Вечерние проводы», «Кумзерское утро», «Тропинка к дому», «Прощальное свидание» и десятки других. Они заставляют пристальнее смотреть его картины, проживать какие-то моменты жизни.
Пишет Иван Егорович старинные дома, потемневшие от времени, интерьеры изб с их золотыми стенами, деревенские улицы, деревенские праздники. Все это является частью истории жизни деревень. И, кажется, его творчество навеяло на вологжанина Валерия Судакова строки:
Деревня за деревней… Островки.
Стоят они, доверившись судьбе.
Воздвигнуты крестьянскими руками.
И трубами со стягами-дымками
Они зовут, влекут меня к себе.
Неравнодушно относится художник к изображению церквей в своих работах. Он пишет их в разное время года. Зимой среди снежного простора, в осеннюю слякоть, летом среди наших северных красок. Это и «Поворот надежды» (Николаевская Шапшинская церковь), и «На берегу Сухоны» (Великоустюгские церкви) и Фроло-Лаврская Кумзерская церковь, и Спасопреображенская Бережецкая.
Работы Ивана Егоровича экспонировались на различных выставках в Москве, региональных, таких как «Наследие» и «Российский Север», всероссийских и зарубежных. Он принимает участие в ежегодных выставках «Золотая кисть», которые проводятся в Москве.
Его картины находятся не только в частных коллекциях и музеях России, но и за рубежом. Итальянцы, англичане, бельгийцы, американцы, японцы, корейцы, тайваньцы, египтяне, испанцы и др. с удовольствием приобретают его работы. Мне удалось познакомиться с отзывами москвичей и вологжан, которые высказаны по итогам персональных выставок мастера.
«Ваши картины учат думать, мечтать. Вы – волшебник, умеющий остановить мгновение. Спасибо за радость и свет, которые вы несете людям. А еще ваши работы пронизаны удивительной интонацией – интонацией правды». (Художник Е.Павловская, г.Москва).
«Иван Егорович – вы настоящий художник, каких остались единицы. Вы несете достоинство и совесть России. Есть еще творческая рать на русской земле! Есть уверенность, что дело Саврасова, Перова, Крамского, Левитана в надежных руках» - так по достоинству оценил работы на вологодской выставке художник Виктор Иванович Новиков.
Очень теплые слова высказаны искусствоведом Вологодской картинной галереи о работах Базанова. «Мягкой лирикой звучит северная природа!». И это правда.
Передвижные выставки Ивана Базанова привлекают большое количество людей не только на территории России (Москва, Вологда, Владимир, Харовск, Вожега и др.), но и за рубежом. В октябре 2014 года состоялась выставка в Бельгии. Он не мог принять в ней участия лично, но получил письмо от художника – участника той же выставки такого содержания:
«Вот и наступил момент открытия выставки. Вот первый посетитель объявился. Потом был приличный поток людей. К концу дня мы так устали (организаторы выставки – прим. автора), но были довольны. Твои картины, наполненные яркими красками, очень понравились нашим посетителям, и я надеюсь в будущем на совместную выставку во Франции».
Иван Егорович пишет не только пейзажи. Он мастер и натюрморта. Его работы «Лесной натюрморт», «Поверженный глухарь», «Осенняя радость», «Натюрморт с черникой», «Вологодский натюрморт» и десятки других возвращают к памяти о родной природе. Приехав в д.Асеиху, он ограничил себя малым пространством: большая часть его работ написана там. Именно здесь художник может пристально изучать атмосферные изменения, влияние света, погоды. Его природа «смотрит небом», «дышит ветром», «говорит» шумом листьев.
Искусствовед Центрального Дома художников Григорий Климовицкий (москвич) так говорит о творчестве нашего земляка:
«Картины Базанова являют пример того, что старые авторы называют согласованностью. Он умеет подчинить всю свою творческую энергию, все знание природных явлений поэтическому чувству целого. Мир его воображения чист и последователен, в нем нет ничего лишнего, ничего банального; ничто (и это самое главное) не делается ради внешнего эффекта.
В произведениях Ивана Базанова реализм поднимается на более высокий уровень, благодаря вере художника в то, что поскольку природа есть высочайшее проявление Божественной воли, создание пейзажа может стать средством выражения нравственных идей. Его картины – великий образ реальности, преображенной любовью. Воздух в его работах осязаем. Облака громоздятся в небе. Тени плывут по равнине...
Помня завет Крамского, двигаясь к свету, краскам и воздуху, Иван Егорович стремится «не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце».
Когда Ивану Егоровичу задают вопрос «Сколько работ вы написали?» он обычно отвечает: «Не помню». И правда. «Не количеством должен художник гордиться: даже 100 воробьев все равно не жар-птица». На мой взгляд, многие произведения художника все-таки близки к «жар-птице», о чем говорят знаменитые художники.
Работа художника на нашей благодатной земле преобразила его. В самом начале творчества в работах преобладали серые тона. Деревня Асеиха навеяла на художника новые мысли, появились новые художественные образы, и в работах мастера это получило свое отражение. Колорит красок стал другим: ярким, светлым, как и сама наша природа.
Иван Егорович любит харовскую землю и не равнодушен к проблемам района. Так, по его инициативе была открыта выставка в Центре внешкольной работы, которую предполагали сделать картинной галереей. По разным обстоятельствам этого не произошло, но идея была подхвачена районной библиотекой, где и претворяется в жизнь. Здесь постоянно проводятся выставки художников Харовска, Вологды и других.
Когда встал вопрос о закрытии навесного моста через реку Кубену, он выступил в районной газете «Призыв» с заметкой «Не представляю Харовска без навесного моста», чем внес свою лепту, и мост был капитально отремонтирован.
Иван Егорович участвует в благотворительных мероприятиях.
На аукционе в Цент- ральном Доме художника была продана большая работа, написанная в Харовске, под названием «Гнезда». Средства же, полученные за нее, были направлены в Софинский детский дом Владимирской области. Владимирскому областному музею он подарил более десятка своих работ: пейзажи и натюрморты, написанные на нашей харовской земле.
Многие знают, что лучшей памятью об оставленных местах являются картины – это духовная, зримая память. А потому ходит Иван Егорович по району с этюдником и, по его словам, «ловит настроение, компонует пейзаж». И все ему удается: и городские дворы, и деревенские избы, и водные просторы наших рек и др. По его работам можно говорить об истории нашего района, только жаль, что они оседают в частных коллекциях харовчан.
При просмотре картин художника нельзя быть равнодушным, ведь они помогают радоваться, удивляться, сопереживать.
Невозможно же оторваться от красок заходящего солнца, от переливаний красных, рыжих, зеленых, синих цветов неба. Так не хочется после их погружаться в серые будни.
Живописец должен обладать такими качествами как душевность и духовность. И с этим у Ивана Егоровича все в порядке, ведь он всегда стремится к правде.
Прошедший зимний период для Ивана Егоровича прошел в творческом подъеме. Выставка в Коломне, посвященная памяти Народного художника Михаила Абакумова, в Москве в Доме Национальностей, в Союзе художников России на Покровке, в Московском Союзе художников, выставка на Кузнецком мосту, в доме архитекторов и другие подарили москвичам и гостям Москвы пейзажи, написанные в любимых местах на харовской земле.
Иван Егорович – интересный человек не только как художник, но и как собеседник. Рассматриваю его картины и радуюсь. Иногда в чем-то не соглашаюсь с ним, пытаюсь что-то внести свое. С ним можно это позволить, но он всегда бывает прав, куда мне - дилетантке в живописи, тем более, что художник - не фотограф.
Василий Белов в статье «Вот такие пироги», опубликованной в газете «Красный Север» писал: «Главное свойство таланта человека – это искренность. Она присутствует в истинно талантливых произведениях искусства. Почти каждый из нас ощущает разницу между фальшивым, притворным, неискренним, нарочно вдуманным, и тем, что удалось искренне». Это, на мой взгляд, как раз о художнике Базанове.
Закончить свой монолог хочу словами неизвестного мне поэта:
Достиг немало… Что же прибедняться!
Ты знаешь цель… Тверды твои шаги.
И ты умеешь даже там смеяться,
Где слабый духом выл бы от тоски.
Спасибо, Иван Егорович за то, что Вы помогаете всем вспомнить и не забывать отчину и дедину землю, запечатлевая оставшиеся нам в наследство постройки, деревья, которые в детстве были большими, пробуждаете в нас сокровенные чувства.
Хочется выразить надежду, что в юбилейный год Вы порадуете харовчан новыми работами.
Александра НЕФЕДОВА
Фото Владимира Кормушина