Под таким названием в Харовском историко-художественном музее состоялся вечер памяти, посвященный 115-летию со дня рождения Алексея Пахомова, нашего известного земляка: художника, графика, скульптора. Его жизнь – пример целеустремленности для подрастающего поколения харовской земли и безграничной любви к своей малой родине.
-Красива наша харовская земля в любое время года, недаром она воспета в песнях и стихах, полотнах наших талантливых земляков, и дорога каждому, кто родился на ней, - такими словами начала мероприятие ведущая Елена Проворова, научный сотрудник музея.
2 октября 1900 года в деревне Варламово Кадниковского уезда Вологодской губернии родился в крестьянской семье Алексей Федорович Пахомов, график и живописец, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат 2-х Государственных премий СССР и Сталинской премии второй степени, с 1932 года – член Союза художников России.
Рисовать Алеша начал рано, с 5 лет, а поскольку отец его - Федор Дмитриевич Пахомов - был человеком грамотным, то и бумага, и карандаши в доме имелись всегда. Вскоре вся деревня восхищалась рисунками талантливого мальчишки.
Учительница церковной школы смогла уговорить родителей отдать его на обучение в земскую школу, которую он и закончил.
Однажды в дом Пахомовых приехал известный во всей округе барин Владимир Зубов. Посмотрев рисунки Алеши, был приятно удивлен и пригласил его к себе в имение, где мальчик впервые увидел копии картин известных художников. В дальнейшем Зубов определил его в высшее начальное училище г.Кадникова. А в 1915 году Алексей поступил в училище барона Штиглица в Петрограде. Закончил его в 1925 году, преобразованное революционерами в Академию художеств.
Рассказ ведущей мероприятия рисовал в воображении присутствующих картину рождения великого таланта.
-Жизнь и творчество Алексея Федоровича неразрывно связаны с его любимой деревенькой Варламово. Она вдохновляла его на написание своих работ: картины, рисунки, наброски…
Простор, живописные места, традиции деревенского быта – все это повлияло на творчество художника.
Художник делал много карандашных набросков с натуры, которые сам не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ. Но преподаватели убедили его, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.
Уроженка Варламова Татьяна Смирнова долгое время занимается сбором и изучением материалов о жизни и творчестве знаменитого земляка.
Ее исследовательская работа под названием «Любимое мое Варламово…» опубликована в альманахе «Харовск». В ней автор проследила творческий путь художника. Тать- яна Анатольевна побывала в Санкт-Петербурге в Художественном музее, где находятся работы Алексея Федоровича, поддерживает связь с его семьей.
В 2000 году на малую родину своего отца и деда приезжали дочь и внучка художника.
Изучая творчество Пахомова, Татьяна Смирнова беседовала с жителями деревни, которые знали художника, и рассказали о нем много интересных историй.
-Алексей в деревню приезжал часто, когда учился. Никогда не расставался с карандашом и бумагой.
Меня он часто рисовал, - рассказывала жительница деревни Александра Озерова,
-У Алексея был веселый характер. Шутник был. Однажды дело было в Святки. Приходит к нам в избу старичок – седые волосы, борода, рубаха красным кушаком подпоясана. Так, мол, и так, собираю тряпки. Плачу дорого. Сдавать приносите к лавочке. Мама моя засуетилась, стала тряпье собирать, ведь в деревне деньги никогда не лишние. А я, присмотревшись, узнала в старике Алексея. Так он ловко прошелся по деревне, ко многим заглянул, всполошил. Вот потом и смеху было, и ругани.
А в другой раз явилась к нам на посиделки модная городская барышня. В туфлях на каблуках, широкой модной юбке, при шляпке, губы накрашены. Пришла, села – нога на ногу и колено голое торчит. Все переглянулись – не знаем такую. Парням интересно стало – городскую, форсистую давай подзадоривать, заглядываться начали. Оказалось, Алексей опять шутку выкинул. Нам смешно до слез, а ухажерам обидно…
С 1925 года Алексей Пахомов работал над книгами различных советских издательств, в том числе иллюстрировал книги для детей и юношества. Также книги с его рисунками издавались за рубежом.
За свою творческую деятельность проиллюстрировал более 100 детских книг, создал около 300 законченных станковых графических произведений, работал в области живописи, плаката, выполнил ряд произведений жанровой настольной скульптуры на детские темы.
Когда-то бабушки, дедушки, мамы, папы, а возможно и нынешнее поколение детей, держали в руках книги Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Ивана Бунина, Владимира Маяковского, проиллюстрированные Алексеем Пахомовым. Но художнику было ближе к душе изображать жизнь советских детей, особенно тех, которые проводили детство в деревне.
Жизнь деревни Варламово являлась постоянным источником и «вечным двигателем» его творческого вдохновения.
Из 300 работ, представленных на юбилейной выставке Пахомова, почти 100 выполнено в Варламове. Исполненные маслом на холсте, карандашом, акварелью, тушью, пером, они запечатлели историю деревни.
Вспоминая деревенские традиции, Пахомов изображал в своих картинах и работах сцены из крестьянского быта: сенокос, полевые работы… Эти произведения рождались на основе бытовых наблюдений и зарисовок, которые художник делал постоянно, находясь на отдыхе в родной деревне. Даже в этих беглых набросках читался удивительный дар наблюдателя, и талант рассказчика, умеющего обобщить и обыграть подмеченную жизненную ситуацию.
Прекрасные, живые рисунки художника рассказывали о романтике походов «в ночное», зимних ребячьих забавах, летнем купании и лесных прогулках. Мир детей с его радостями и огорчениями, новизной открытий, будничными заботами и фантазиями о будущем оживал под чутким карандашом мас- тера. Художник «ведет» по заснеженной старой деревне, так напоминающей Варламово, невольно «вслушиваешься» в рассказы мальчишек, сидящих у ночного костра. Мастерски владея карандашом, Пахомов блестяще передавал непосредственность детского характера, то озорного и непоседливого, то не по годам серьезного.
Алексей Пахомов только в годы Великой Отечественной войны не посещал родную деревню. Он жил и работал в осажденном Ленинграде.
В Харовском историко-художественном музее хранятся работы художника той поры. В 1946 году был удостоен Сталинской премии за серию литографий «Ленинград в дни вой- ны и блокады».
С 1948 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина на отделении станковой графики.
Множество работ художника, графика, скульп- тора нашего земляка Алексея Федоровича Пахомова говорит о том, что этот мастер не боялся отходить от проторенных ранее дорог и искал новые направления в своем творчестве.
На мероприятии Татьяной Смирновой были показаны многочисленные фотографии и слайды тех, кого рисовал знаменитый художник, подготовлена выставка его работ «Ленинград в годы войны и блокады». Ее интересный рассказ о своем земляке захватил внимание детей, посещающих объединение «Юный художник» Центра дополнительного образования и волонтеров комплексного центра социального обслуживания населения.
Иван Базанов, известный московский художник, гость мероприятия, который уже много лет работает на харовской земле, рассказал о такой интересной и увлекательной профессии художника.
Дети задавали множество вопросов гостям мероприятия, живо интересуясь краеведением и секретами живописи.
Прошло мероприятие, но, может быть, осознание того, что простой деревенский мальчишка, имея талант и упорство в учении, смог добиться мировой известности, даст толчок для достижения цели кому-нибудь из участников вечера. И как знать, но может быть по прошествии времени харовская земля будет гордиться еще одним художником с мировым именем.
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото из фонда музея и ресурсов Интернета