Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

«Размял гончар в ладонях глину…»

2 декабря 2015 - Редакция

21 ноября в Харовском историко-художественном музее прошло закрытие выставки гончарных изделий, на котором присутствовали известный вологодский художник-керамист, член Союза художников России, народный мастер России Владимир Холщагин и его друг Сергей Феньвеши, художник народного искусства, член Союза художников России, народный мастер России.

 

Снежная ветреная погода не помешала харовчанам прийти на встречу с известными мастерами - гончарами. Здесь собрались люди, интересующиеся русскими традициями в гончарном ремесле, желающие полепить из глины или просто познакомиться, пообщаться с невероятно интересными, светлыми, доброжелательными мастерами гончарного искусства.

 

Перешагнув порог музея, мы изумились различного рода звукам, издаваемым свистульками, сотворенными своими руками из глины на мастер-классе. 
 
Сколько было радости и восторга у перепачканной глиной детворы!
 
Небольшой перерыв для наведения порядка, и - новая встреча!
 
В одном из выставочных залов музея, где работала выставка гончарных изделий, собрались люди, которые из первых уст хотели услышать о том чуде, которое называется гончарное ремесло. Следует отметить, что сейчас возрастает интерес к тому, что делается руками, следуя старинным традициям.
Галина Петрова представила гостей мероприятия: Владимира Холщагина и Сергея Феньвеши.
 
-Это просто очень талантливые люди. Они изготавливают добрые и теплые изделия, хранящие энергетику их рук, - сказала Галина Анатольевна.
 
А затем Сергей Гезович рассказал о своем творческом пути. А он был витиеватым, как практически у всех творческих людей: от преподавателя французского языка, резчика по дереву до мастера гончарного промысла, который стал смыслом всей его жизни. 
 
Сейчас занимается возрождением и развитием Кирилловской чернолощеной керамики, которая требует строгого отношения к форме изделия и выглядит очень благородно. Такая техника сложна тем, что не терпит ни малейшего изъяна, который позволителен при использовании другой техники гончарного искусства, где можно его завуалировать, например, путем покраски изделия.
 
Еще до закрытия выставки Сергей Гезович провел мастер-класс по изготовлению глиняных свистулек, с которых когда-то сам начал свой путь в гончарном ремесле уже в зрелом возрасте. Его свистульки представляют собой грациозные фигурки птиц с гордо поднятой головой на вытянутой шее. Черный цвет, обтекаемость и законченность формы придают им особую горделивую осанку. Несомненным талантом народного мастера Сергей довел эти произведения до художественного уровня.
 
Именно у него учился азам гончарного мастерства Владимир Холщагин, ставший Сергею другом и соратником по творчеству. 
 
Владимир занимается керамикой более 30 лет, а «гончаркой» – лет 20!
 
-Хочу уточнить, что корни мои вологодские, предки – из Белозерского района.
 
В Вологде я живу всю сознательную жизнь, а в сибирском Омске жил только 10 лет, там и начал заниматься керамикой в керамической мастерской у известного в стране профессионала, мастера Владимира Пекарина, - начал свой рассказ Владимир Васильевич.
 
Его имя хорошо известно далеко за пределами Вологодской области. Сам он неоднократно демонстрировал высокий уровень исполнительского мастерства на таких крупных всероссийских художественных выставках, как «Гончары России», «Современное народное искусство России», «Гончарный круг», а также на международных фестивалях гончаров. В декабре со своим другом Сергеем Гезовичем снова едут на всероссийский конкурс в Москву.
 
Как считают многие специалисты, возрождение гончарства в Вологде началось именно с творчества мастера Владимира Холщагина. Его заслуга состоит в том, что на вологодской земле сегодня продолжают помнить о традициях закуштского гончарного промысла, одного из самых крупных центров гончарного производства, располагавшегося в XIX веке на левом берегу реки Кубены. Закуштские гончары для формовки использовали как ручной, так и ножной гончарный круг и «вытягивали» изделия из одного куска глины. И сегодня Холщагин, продолжая традиции предшествующих мастеров, выводит на гончарном круге разнообразные латки, миски, кувшины, горшки, кринки и другие изделия северорусской домашней утвари. 
 
Хорошо известно, что гончарство требует отличного знания традиций искусства обработки глины, прекрасной художественной интуиции, умения прочувствовать существо материала, его пластическую податливость.
 
-Традиционная русская керамика – это моя ниша, – подчеркивает мастер. 
 
Сейчас немало людей, которым становятся дороги и нужны предметы именно русского народного интерьера. Простые и выразительные формы керамических изделий, сделанных мастером, легко узнаваемы. Они привлекают своеобразием форм и способов обработки северной глины. 
 
 -А на самом деле, это же немножко волшебство, когда берешь бесформенный комок глины, и буквально через несколько минут у тебя на глазах появляется какая-то вещь, – поделился своими чувствами Владимир Васильевич.
 
Светлана Пушина, директор музея, подчеркнула, что встреча с известными художниками-керамистами – это грандиозное событие не только для музея, но и для города Харовска. Она поблагодарила народных мастеров за выставку и за мастер-классы, предложила им дальнейшее сотрудничество.
 
Галина Петрова отметила, что выставку посетили более 600 харовчан и гостей города. В Книге отзывов записаны искренние слова восхищения и радости за возрождение наших традиций в гончарном ремесле.
 
Участники встречи высказали слова благодарности знаменитым мастерам и пожелания того, чтобы при следующей встрече были изделия на продажу, так как блюда, приготовленные в такой посуде, получаются изумительного вкуса.
Мастер-класс! Я попала в настолько светлую, теплую и радостную, творчески завораживающую атмосферу, что никакими словами этого не передать. Хотелось все движения мастера впитать в себя глазами, как, впрочем, и всем тем, кто сидел за столом с кусочком глины в руках…
 
Желающих было много, и тогда их разделили на две группы. С одной занимался Сергей Гезович, а с другой – Владимир Васильевич.
 
Было очень здорово, когда взрослые и дети с мастер-класса ушли с изделиями из живой глины, которая заготавливалась на нашей родной земле по старинным технологиям. 
 
Такие мероприятия, проводимые Харовским историко-художественным музеем, – это возможность почувствовать ту энергию природного материала, которую не даст ни один конструктор или пластилин. Это возможность знакомства с замечательными людьми, увлеченными делом всей своей жизни.
 
 
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА
 

Похожие статьи:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2226 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий
общество культура дети праздник события спорт конкурс школа здоровье люди встреча победа история библиотека выставка соревнования война поздравления музей политика закон ветераны экономика семья воспоминания юбилей акция детсад творчество концерт природа экскурсия детский сад фестиваль образование традиции поэзия пенсионеры самоуправление проза музыка профилактика михайловское сироты мероприятие поздравление село туризм лыжи экология волейбол открытие читатель жкх армия награждение традиция семигородняя порядок выборы турнир память письмо безопасность фото василий белов отдых мчс цтнк молодежь митинг итоги область игра каникулы прокуратура конференция спартакиада сельское хозяйство благоустройство проект сорожино губернатор школьники картины ярмарка книга деревня проблемы футбол ремонт семинар патриотизм газета чтения интервью религия инвалиды женсовет район