В Харовском историко-художественном музее работала выставка «Городское-деревенское», где были представлены впервые экспонируемые предметы из фондов музея.
Почему такое название носила выставка? Все просто. Каждый город вырос из деревни или впоследствии присоединения множества деревень. Поэтому элементы культуры, казалось бы, таких разных по количеству жителей и их роду занятий населенных пунктов на самом деле очень близки. Соответственно, предметы, приносящие уют в деревенский дом или городскую квартиру, не только отражали историческую эпоху нашей страны, но и отражали ее модные тенденции.
Центральное место выставочного зала занимали работы Генриетты и Николая Бурмагиных. Миниатюры, отражающие деревенские сюжеты, выполненные в жанре «гравюра», поражали точностью линий храмов, деревьев, домов и даже закатного солнца. На выставке даже был представлен инструмент, которым выполнены эти работы – штихель.
Дом и квартира, прежде всего, предназначены для отдыха после напряженного трудового дня, поэтому там немало вещей, которые дарят хорошее настроение.
Кто родом из XX века, тому близки и понятны те экспонаты, которые украшали не только свои, но и жилища родственников, соседей, а также парки и улицы городов и поселков. Это гипсовые фигурки и скульптуры.
Они практически утрачены в наше время, так как гипс непрочный материал, хотя, по мнению специалистов, материалы в прошлом веке были куда лучше современных.
Горнист, пионер с футбольным мячом, влюбленная парочка, сидящая на скамейке – такими скульп- турными композициями украшали города с 30-х годов прошлого века. Возник даже целый стиль – «Гипсовый реализм».
В 40- 80-х годах XX века был массовый выпуск фарфоровых, гипсовых, пластмассовых скульптур, которые стали входить в жилой интерьер советских людей.
Популярен жанр иллюстрирования литературных произведений. На выставке были представлены скульптуры Красной Шапочки с Серым Волком, Емели со щукой, а также Василия Теркина с его военной «подругой» – гармонью.
Было и отражение в малых формах жизнеутверждающей темы, призванной показать «жизнь в социалистическом обществе»: «Геолог» с рюкзаком, жадно всматривающийся вдаль, «Девочки, читающие книгу» или «Гармонист», который растянул меха, чтобы повеселить трудовой народ, вдохновляя его на решения новых трудовых задач, «Девочка, набирающая у колонки ведро воды»…
Были статуэтки на тему материнства, семьи, счастливого детства…
Харовчане, кто постарше, наверняка помнят гипсово-бетонные фигуры в Комсомольском парке, в парке рядом с ж/д переездом или на месте жилого дома по улице Энергетиков, где раньше был детский сад.
Так как в деревнях было не принято украшать улицы «девушками с веслами», то там были распространены малые формы, которые стояли на комодах, трюмо, журнальных столиках, покрытых вязанными крючком салфетками, создавая в доме атмосферу тепла и добра.
Еще одним «пластом» культуры эпохи СССР была массовая печать открыток, плакатов, агитационных листов, репродукций картин известных художников.
Репродукции картин художника Виктора Васнецова «Аленушка» и «Три богатыря» представлены в экспозиции выставки.
В памяти всплывают «Охотники на привале», «Утро в сосновом бору» Шишкина и другие картины в «картонном» исполнении, которые отслужив свой век, украшая стены дома или квартиры, плавно перекочевывали в игрушечные домики для игры детей.
Музыкальный инструмент – скрипка. Все его, конечно, знают, но мало кому известно, что это исконно деревенский инструмент и по праву занимал почетное место в экспозиции «Городское - деревенское». Сегодня скрипка – истинная «королева» академической музыки. Ей рукоплещут огромные залы театров и концертных залов крупных городов. Но так было не всегда.
Изначально скрипка – инструмент бродячих музыкантов, завсегдатай деревенских праздников. Там же были представлены и футляр со смычком и мотком конских волос, так как традиционно в смычок вставляют конский волос светлого цвета. Он дает более мягкий звук, но не исключают и черный, который дает более жесткое звучание; деревенский костюм «парочка», но опять же прослеживается в его пошиве городской стиль – небольшой шлейф; экземпляр так называемого «печатного» полотенца. По деревням ходили мастера, которые украшали полотенца с помощью металлических штампов с краской.
Вот такая небольшая, но обладающая позитивной энергетикой, выставка кому-то напомнила свое детство, кому-то юность, кому-то деревенский дом, где проживала бабушка, а кому-то чердак, оборудованный для детских игр, где были собраны вещи, уже «изжившие» себя в основном жилом помещении.
Они, безусловно, несут очарование ушедших лет, спокойствие и размеренность, которого так не хватает в обыденной жизни.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА