Владимир Козлов с дочерью Викторией и сестрой Ольгой Семеновой приняли важное жизненное решение – посетить место гибели своего деда – Александра Васильевича Козлова (1912 – 17.11.1943 г.г.), родом из Ильинского сельсовета. Поездка состоялась в канун 9 Мая в прошлом году.
О деде они знали немного, только то, что его фамилия есть на стеле у завода «Музлесдрев».
15 лет собирались, жили планами, что когда-то это надо сделать. Их маме Валентине Александровне это не удалось. Она искала, в конце 70-х годов делала запрос через военкомат в надежде уточнить место гибели отца.
У бабушки Галины Александровны – вдовы погибшего – Книга Памяти была настольной книгой. Она знала, на какой странице есть запись о ее муже. И всегда говорила о нем, как о живом.
Итак, дорога неближняя, ночь в пути на машине. В 6 утра они уже на месте. В преддверии 9 Мая заметно оживление на дорогах. Люди едут, идут на памятные места – к мемориалам, памятникам, обелискам. Продолжают работать отряды поисковиков, среди них встретили 16-летних суворовцев.
Поселок Синявино. Именно здесь мемориальный комплекс «Надежда», в котором захоронены бойцы, найденные поисковыми отрядами. С 6.00 до 8.00 харовчане обошли весь Мемориал в поисках фамилии деда. Захоронено несколько тысяч бойцов. Не нашли. Люди подсказали, что нужно ехать до д.Гонтовая Липка (как и указано в Книге Памяти). А это пешком 6-8 км в глубь леса. Машину пришлось оставить в деревне. Дорога – как лошадиный тракт, колдобины, ямы, только внедорожники осилят, люди – только в сапогах. От самой деревни еще 2 км.
Деревня Гонтовая Липка раньше входила в Мгинский район, сейчас – Кировский. На месте она обозначена памятным знаком – бетонным столбом. Порадовало, что у знака возложены не только искусственные цветы, но и живые. Высажены тюльпаны.
А в целом это глухой угол. В деревне давно никто не живет. Вокруг с военного времени валяются каски, патроны, гильзы, ботинки, лопаты. Как будто и не прошло 70 мирных лет с момента освобождения деревни.
У поисковиков, занимающихся захоронением погибших, не дошли руки до этой деревни. Нет общей, единой братской могилы. Могилой стала вся земля вокруг.
Пустынно, тихо, одиноко… «Где ты, дедушка?» — хотелось крикнуть в эту тишину. И только ветер слегка шевелил деревья.
Памятен этот момент для потомков, приезжающих сюда. На месте гибели деда чувствовалось волнение, которое не покидало долгое время. И даже спустя год внуки не могут спокойно рассказывать об этом. У памятного знака Ольга, Владимир и Виктория оставили родной земельки из Харовска – малой родины деда. Тем самым выполнили просьбу бабушки, мамы. Постояли, помолчали. Вспомнили их рассказ.
…Александр Козлов был призван на фронт. Обучение проходили на севере. Когда отправили на линию фронта, поезд проходил через станцию Харовскую. Товарный состав, как было объявлено заранее, стоял 40 минут. Солдата Александра Козлова отпустили навестить своих родных. Семья жила у городского стадиона.
Молодой солдат забежал домой всего на 10 минут. Обнял жену Галину, покачал на руках дочурку Валентину, которой шел четвертый месяц. Это было в марте 1942 года, а в ноябре 1943 года он погиб.
х х х
С этой поездки к местам боев остались на память два патрона, найденные в траве у дороги, чтобы было что показать правнукам. А спустя три месяца на могиле бабушки проросли цветы, которых никто не садил. Чудо, знак свыше?
Говорят, человек жив, пока жива о нем память. В этой семье она передается из уст в уста.
Галина ИВАШУТИНА
Фото из семейного альбома