Моей маме Евстолии Ларионовой 78 лет. Когда ее отец Сергей Зайцев уходил на фронт, ей было 4 года. Своего деда Сергея Васильевича я знаю только по ее рассказам.
Казалось бы, как она, будучи совсем маленьким ребенком, могла его запомнить? Но я знаю, что дед был статен и красив, что у него были сильные руки, звонкий голос, веселый взгляд. Самое сильное детское впечатление для мамы, связанное с отцом, – это проводы на фронт и момент прощания. Уходил в июне 1941 года. Дома оставались жена и трое малолетних детей. По деревенской традиции провожать ходили до холма, и холм этот был словно границей между теми, кто уходил и кто оставался, границей между мирной жизнью и военной грозой. Мама помнит, что отец вел ее за руку, старший брат шел рядом, а младшую дочку, которой было на тот момент всего две недели, отец нес на руках, …
Мама помнит, как они ждали писем с фронта, как всей деревней читали и перечитывали их. Письма были обычно короткие, про себя писали скупо, больше было вопросов о том, как они живут, хватает ли продуктов, как подрастают дети и что уже умеет младшая. И в каждом письме обязательно были слова о том, как дружно и счастливо они заживут все вместе, когда он возвратится с фронта с победой. Июльским летом 43-го в дом принесли похоронку… В ней сообщалось: «Зайцев Сергей Васильевич геройски погиб 29.06.43 г.» Указывалось, что похоронен на высоте им.Апресово, Мурманское направление (со слов мамы, так она запомнила от своей мамы). К сожалению, больше никаких сведений и документов о судьбе деда в семье не сохранилось.
Мне всегда хотелось отыскать эту загадочную высоту хотя бы на карте, но все многочисленные попытки оказывались неудачными.
Когда появилась возможность доступа к ресурсам сети Интернет, стало понятно, что начинать поиски надо не с этого. Выяснилось, что дед воевал в составе 14 армии, в ходе военных действий на Кольском полуострове определились два направления - Мурманское и Кандалакшское. 14-я армия, сражавшаяся на территории Заполярья и Карелии, входила в состав Карельского фронта.
Гитлер придавал особое значение захвату Заполярья по ряду причин. Во-первых, Мурманск - незамерзающий порт на севере Европы, связанный железной дорогой с Ленинградом. Во-вторых, Мурманск занимал важное военно-стратегическое положение: рядом с ним находились основные базы военно-морского флота и отсюда начинался Северный морской путь. В-третьих, Мурманск являлся центром богатого края с крупной рыбной, лесной, судоремонтной, горно-химической, медно-никелевой и энергетической промышленностью. Больше всего из природных богатств фашистов интересовал никель, без которого нельзя было выплавлять высокопрочную сталь. Фашисты встретили на подступах к Мурманску упорное сопротивление. За всю войну командование нацистской Германии не получило ни одной победной сводки из советского Заполярья.
Продолжая поиски, вышла на интернет-ресурс «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Он действительно уникальный и не имеет аналогов в мире. Содержимое этого банка данных составляют документы ЦАМО (Центрального архива Министерства обороны РФ), наградные дела и документы по оперативному управлению боевыми действиями.
Просмотренные к тому времени карты военных действий на Карельском фронте результата не принесли: разыскиваемая высота не была отмечена.
Но уже удалось узнать, что дед воевал в составе 31 ОЛБР (отдельной лыжной бригады разведки). В августе 1942 г. командиром 31 ОЛБР назначается полковник Соловьёв В.Н. За короткий срок он сумел сколотить и подготовить подразделения бригады (которых прозвали «зеленые черти Соловьева») для боевых действий в тундре и в ряде боев нанес немецким захватчикам значительные потери.
В течение лета 1943 г. 31-я ОЛБР совершила 14 боевых походов во фланг и в тыл противника на Луостарском направлении с отрывом от своих баз до 7 суток и на расстоянии до 75 км с целью ведения глубокой разведки. Солдаты шли с грузом до 32 килограммов через многочисленные ручьи и болота в ботинках с обмотками, не имея возможности высушить портянки и обувь, ночуя на сырой земле, без костров, под открытым небом. Кровопролитные бои шли за каждую сопку, за каждую удобную для прохода долину, буквально за каждый метр дороги. В солдатский лексикон вошли меткие названия: «Чертов перевал», «Долина смерти», «Высота Неприступная» - места, где в непрерывных ожесточенных боях обе стороны несли большие потери.
Отделение 31 ОЛБР, которым командовал дед, приняло последний бой 29.06.1943 г. Найти место боя удалось на немецкой карте 1942-44 гг. Именуется оно на немецкой карте высотой 276/2 Feuerberg. Но где же тогда высота им.Апресово? Вскоре загадка разрешилась. ОБД «Мемориал» сохранил список безвозратных потерь 31 ОЛБР 29.06.1943г. Зайцев Сергей Васильевич, командир отделения, значится под номером 7, а первым в скорбном списке указан командир роты разведки Апресов Сурен Левонович. Значит, правильнее было бы - высота им.Апресова. Бабушка назвала ее маме так, как поняла… На этой высоте покоится 11 воинов, 7 из которых родом из Вологодской области. Совершенно неожиданные материалы, не известные ранее моей семье, обнаружились в «Электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Оказалось, что дед за подвиг, совершенный им в последнем бою, представлен к ордену Красного Знамени (посмертно). Наградной лист содержит подробное описание подвига и последних героических минут жизни деда:
«В период выполнения боевой задачи 29.06.43 г. сержант Зайцев стойко отбил атаку взвода фашистов и, подняв отделение в контратаку, вынудил остальных неуничтоженных фашистов, во главе с командиром взвода, залечь. Продвижению отделения сержанта Зайцева мешал фашистский пулеметчик. Уничтожив его гранатой, Зайцев завязал гранатный бой с командиром взвода противника. Он ловил гранаты фашиста и поражал ими его солдат. Третья граната взорвалась в руках героя. Смертельно раненый, последним напряжением воли он поднимает отделение в атаку, а сам умирает, пораженный разрывной пулей фашиста, в итоге уничтожив до двадцати солдат». Приказ о награждении деда орденом Красной Звезды подписан полковником Соловьевым, упоминаемым ранее, а погибшие в этом бою солдаты – из тех, которых именовали «зелеными чертями Соловьёва».
Идут годы, и на местах былых сражений в Заполярье - привычная мирная жизнь. 31-я лыжная бригада заплатила за нее очень высокую цену: 1391 ее воин погиб, 690 – пропали без вести, 25 – замерзли,1862 – получили ранения, а 150 – обморозились. Общие потери в бригаде с 1942 года по 1944 составили 4114. Своего кладбища 31 ОЛБР не имела. Ее герои погибали вдали от своих позиций и часто оставались на поле боя. Простите нас, солдаты… Но наша большая семья не теряет надежду, что место захоронения деда будет найдено. Поиски продолжаются…
Валентина РУБЦОВА, д.Арзубиха, Слободское сельское поселение