В газете «Призыв» от 30 мая 2015 года было опубликовано письмо жительницы д.Арзубихи Надежды Скородумовой, которое называется «Крик души». Оно было прокомментировано пятью отраслевыми специалистами.
Нам, педагогам МБОУ «Катромская ООШ», хотелось бы несколько расширить и уточнить комментарии специалиста нашей отрасли, начальника управления образования Харовского муниципального района Ирины Авериной.
Пунктом 1 в комментариях объясняется необходимость реорганизации МБОУ «Ильинская ООШ» путем присоединения к ней МБОУ «Катромская ООШ» низкой наполняемостью классов и не планируемым увеличением контингента обучающихся с 2015 по 2018 уч. год. Однако не обращается внимание на то, что все эти годы прослеживается сохранение контингента обучающихся, а не снижение. Для сельской малокомплектной школы - это показатель стабильности, и он очень важен для жизни всей деревни.
В этом же пункте читаем: «Низкая наполняемость классов не позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Ребенок лишается возможности общения со сверстниками, в учебном процессе исключается коллективная, групповая работа». Вроде, все так. Да так ли? Попробуем разобраться. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов парная и групповая работы могут быть организованы благодаря разновозрастному сотрудничеству обучающихся начальных классов, что уже вошло в практику работы школы и сейчас. Классы-комплекты же как были, так и останутся малочисленными при присоединении, и это не улучшит условий реализации основных образовательных программ.
По факту повторной процедуры государственной аккредитации по основной общеобразовательной программе нам хотелось бы уточнить, что данная процедура имела место, но не только в нашей школе, а также в МБОУ «Ильинская ООШ» и МБОУ «Сорожинская ООШ имени Ильи Налетова», о чем в комментарии умалчивается.
Пунктом 2 мы видим попытку доказать, что с момента присоединения (ликвидации) нашей школы казна района и области пополнится на столь значимую сумму, что все педагоги района ощутят значительное повышение своей заработной платы. Что ж, можно бы только порадоваться за коллег в этом случае. Да что-то педагоги района не ощутили увеличение своего кошелька при уже прошедшей реорганизации трех образовательных учреждений в районе, а ведь тоже обещали... Трудно педагогам района в один миг разбогатеть, если не будет МБОУ «Катромская ООШ». Это, кажется, понимают даже начинающие, молодые коллеги. Сам подход, когда условием развития одних школ выставляется уничтожение других, ущербен и нелогичен. Он нарушает равенство прав граждан РФ.
В комментарии мы не нашли подтверждения о том, что для малокомплектных сельских образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся (см. абзац 2 части 2 ст. 41 Федерального Закона «Об образовании»).
К сожалению, также полностью отсутствует информация о многократном возрастании расходов на транспортировку детей, затраты на безопасность перевозок. Больше всего нас встревожил комментарий 3. Да он и не мог не встревожить! Оказывается, «в настоящее время в образовательном учреждении сложилась серьезная ситуация с кадрами: отсутствует специалист по иностранному языку, физике, физической культуре и информатике». Да, мы полностью согласны: и в наше время «кадры решают все». В нашей школе 6 педагогов из 7 имеют высшую квалификационную категорию, причем трое уже трижды ее подтвердили, двое - дважды; 1 педагог имеет первую квалификационную категорию. Преподавание иностранного языка в школе осуществляют специалисты высшей квалификационной категории, авторитетные в педагогической среде люди - Наталия Ершова и Валентина Питерякова, учителя МБОУ «Харовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Прокатова». Преподавание ведется дистанционно, наша школа для этого оснащена оборудованием последнего поколения, подключена к высокоскоростному Интернету. Совсем недавно, 2 года назад, об том с гордостью говорилось на августовской конференции педагогов и различных мероприятиях районного уровня. В сложившейся ситуации - замалчивание. Между тем, не секрет, что в МБОУ «Ильинская ООШ» преподавание иностранного языка ведет учитель математики.
Мы согласны, что преподавание информатики в школе ведет не специалист. А разве хоть в одной сельской школе имеется такой специалист? Его нет даже в школах г.Харовска. Таковы выводы по поводу «серьезной ситуации с кадрами». Этой ситуации попросту нет, она ловко придумана.
Много недосказанного содержит и комментарий 4.
В частности, речь почему-то идет о маршруте автобуса «д.Арзубиха - д.Семениха», протяженностью 20 км, хотя маршрут автобуса должен правильно быть назван «д.Ватолово - д.Семениха». Обучающийся 3 класса проживает в д.Ватолово, находящейся в 2-х км от д.Арзубихи. Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (2010 г.) читаем: «Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских школ допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км». То есть становится понятным, что название школьного маршрута придется менять. В связи с этим увеличивается и расстояние, на которое планируется подвозить детей, что также будет являться нарушением норм СанПина.
Не стоит забывать, что государство обязано обеспечить права граждан на получение образования по месту проживания – как минимум, основного, то есть до 9 класса. Доступность образования, в том числе территориальная, - одно из условий его качества.
О качестве нашей дороги писать не будем. Стоит только раз совершить по ней поездку, чтобы ощутить всю ее «прелесть» и «радость» встречи от грохочущих круглый год и круглые сутки нагруженных «под завязку» КамАЗов.
«Сохраняется дошкольная группа кратковременного пребывания детей (2,5 - 3 часа)» для кого? Для ребятишек, которых родители будут привозить в группу из д.Кожинской и д.Ватолово, а через 2-3 часа поедут их забирать домой? Кто-то еще этому верит?
«Реорганизация... позволит решить проблему обеспечения современного качества образования...» Да, это главный аргумент сторонников оптимизации - повышение качества образования. Неужели само существование нашей школы препятствует доступу детей к качественному образованию? Уважаемая Ирина Валерьевна! Мы нисколько не сомневаемся в Вашем высоком профессионализме! Поэтому кому, как ни Вам, знать, что качество образования всегда зависело от таланта учителя и способностей ученика...
Педагогический состав МБОУ «Катромская ООШ» высокопрофессионален, трудоспособен. Мы не растратили свой потенциал и творческий подход к обучению и воспитанию.
МБОУ «Катромская ООШ» расположена в типовом здании, имеет прекрасный спортзал и спортивную площадку. В школе всегда светло, тепло, уютно. Она подключена к централизованной системе отопления и водоснабжения, имеется водоотведение.
Школа утопает весной в яблоневом цвете, радует яркой палитрой клумб летом, а осенью – золотом берез и кленов.
Позвольте в заключение выразить надежду, что вышестоящие власти на продолжение реорганизационных процессов не пойдут, потому как это политическое и социально-экономическое самоубийство: хотите избавиться от жителей – реорганизуйте школы.
Коллектив МБОУ «Катромская ООШ»
За комментариями мы обратились в Ирине Авериной – начальнику управления образования района.
Уважаемые коллеги!
Финансовый кризис, больно ударивший по экономике России и Вологодской области, породил целый ряд проблем, связанных с функционированием бюджетной сферы. С целью сокращения неэффективных бюджетных расходов проводятся мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций. Одним из наиболее сложных является процесс реорганизации малокомплектных школ на селе. Несмотря на большую разъяснительную работу, встречи с общественностью, социальная напряженность вокруг Катромской школы не спадает. Статья «Комментарии по следам «Комментариев» - это тот случай, когда эмоции перехлестывают не только разумные доводы, но и элементарные этические нормы общения.
Безусловно, можно понять беспокойство учителей, которые рискуют остаться без работы. Можно понять обеспокоенность родителей, которые не хотят, чтобы их дети учились дальше от дома, ежедневно добирались в школу на автобусе. Можно и нужно понять и всех остальных жителей села, которые с болью смотрят на пустеющие год от года деревни, зарастающие поля…
Однако эмоции – далеко не всегда хороший советчик. Подходить к решению проблемы все же надо с прагматической точки зрения, с точки зрения целесообразности.
Тотальное сокращение численности населения в сельской местности – тенденция слишком очевидная, в связи с чем вся сельская инфраструктура вынуждена сокращаться. Именно в этом порядке, а не наоборот: сначала уменьшается население, а затем реорганизуют школу. Сегодня многие сельские школы в районе не наполняются учениками.
Так, в Катромской школе 11 обучающихся и 7 дошкольников, в 2016 году нет выпускных классов – 4 и 9 классов. Трудовой коллектив образовательной организации составляет 16 человек. Образовательная организация располагается в двух зданиях.
Поскольку бюджет сферы формируется исходя из количества детей в районе, отсутствие средств на поддержание в удовлетворительном состоянии школьных помещений, соблюдение правил противопожарной безопасности, коммунальные расходы, техническую оснащенность стало горькой реалией жизни малокомплектных школ. Обеспечить качественный процесс обучения в таких школах крайне сложно.
Позволю не согласиться с мнением учителей Катромской школы, которые считают, что «качество образования всегда зависело от таланта учителя и способностей ученика». Во-первых, поставить качество образования в прямую зависимость от способностей ученика – позиция удобная, но явно негуманная по отношению к главному субъекту образовательного процесса, ребенку. Во-вторых, талант учителя, как категория, не поддающаяся измерению, не может использоваться как показатель для оценки уровня качества образования.
Государство обязано обеспечить каждому ученику равноценное, качественное образование по современным образовательным стандартам. Для этого следует создать необходимые условия: финансовые, материально-технические, кадровые, методические, организационные и т.д. Недостаточность тех или иных ресурсов неизбежно влияет на качество образовательных услуг. Укрупнение сельских малокомплектных школ позволяет сконцентрировать имеющиеся возможности, а, следовательно, обеспечить современное качество образования.
Отдельно прокомментирую ряд вопросов и позиций, высказанных педагогами Катромской школы.
1.Педагоги провели детальный анализ кадровой ситуации в Катромской и Ильинской школах. Проблема обеспеченности кадрами имеется в каждой сельской школе. С этим нельзя не согласиться. Вместе с тем сравнивать уровень профессионализма учителей двух школ на страницах газеты считаю для себя непозволительным проявлением неуважения к своим коллегам. Отмечаю только тот факт, что реорганизация образовательных организаций укрепляет кадровый потенциал сельской школы: два учителя высшей квалификационной категории выразили свое согласие работать в Ильинской школе.
2.Управление образования поддерживает свою позицию, связанную с соблюдением требований ФГОС.
Разновозрастное сотрудничество обучающихся начальных классов, безусловно, используется в практике работы школы. Однако данные формы работы не могут применяться на каждом уроке, приоритет формы неизбежно скажется на самом содержании урока. Групповая, парная, коллективная работа эффективна в отдельном классе, в контексте конкретной темы урока.
3.Основным критерием процедуры государственной аккредитации являются результаты государственной итоговой аттестации выпускников. Управление образования не преследует цель скрывать результаты работы образовательных организаций. Качественный показатель основного государственного экзамена по русскому языку и математике в 2014-2015 учебном году в Катромской школе – 0%, в Ильинской школе по математике – 50%, по русскому языку – 75%.
4.По заявлению педагогов Катромской школы, заработная плата педагогических работников не повышается. Приводим официальные статистические данные по средней заработной плате педагогических работников образовательных организаций общего образования: в 2013 году – 24080 руб- лей, в 2014 году – 25150 рублей (рост составил 4,4%).
Средняя заработная плата педагогических работников за 1 квартал 2015 года составила 25282 рубля. Средняя заработная плата педагогических работников Катромской школы за 1 квартал 2015 года составила 29623 рубля. Высокая заработная плата объясняется, в том числе, и высокой учебной нагрузкой, но следует учесть и такой показатель, как численность обучающихся на 1 педагогического работника, в Катромской школе он составляет - 1,6. Фонд заработной платы педагогических работников определяется департаментом образования области с учетом проведения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит указания об обязательном получении общего образования в населенном пункте по месту жительства и не запрещает обеспечивать территориальную доступность получения образовательных услуг путем оказания транспортного сопровождения и (или) проживания с круглосуточным пребыванием детей.
Деревня Ватолово расположена в 2 км от Катромской школы, что нарушает допустимую пешеходную доступность 1,5 км. Поскольку от д.Ватолово до д.Арзубиха отсутствует автобусный маршрут, обучающемуся предлагается обучение в МБОУ «Харовская СОШ имени Василия Прокатова» и проживание в пришкольном интернате. Ответственность по обеспечению получения детьми общего образования согласно п.2. ст.63 СК РФ несут родители (законные представители) несовершеннолетних.
Реорганизация Катромской школы путем присоединения к Ильинской школе данную ситуацию не меняет. Остановка школьного автобуса также находится на расстоянии, превышающем допустимое нормами СанПиН – 1,9 км. Управлением образования в настоящее время принимаются меры, направленные на недопущение нарушения прав несовершеннолетнего.
Уважаемые коллеги! Управление образования всегда открыто для общения не только в режиме переписки в СМИ, но и в рамках встреч, круглых столов. Приглашаем вас к обсуждению любых конструктивных предложений по проблемам образования в сельских школах.