Как рождается увлечение? Думаю, изначально появляется интерес к творению, созданному другим человеком, мастером. Для меня толчком к любому виду творчества, которым я занимаюсь, своеобразным стимулом является знакомство с интересными людьми и их творениями…
Интерес к игровой народной кукле появился у меня после поездки в Азлу, где бабушки с ностальгией вспоминали о своих играх и игрушках. Какой же была кукла в небогатой крестьянской семье? Конечно же, самодельной, скрученной из тряпочек да платочков. И какое удивительно трогательное чувство испытала сама хозяйка, когда на минутку вернулась в свое детство!
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. В хозяйственной жизни семьи дети начинали участвовать очень рано, но до этого и параллельно этому, играя, постигали домашние премудрости: учились вести хозяйство, обретали образ семьи.
Одной из первых сделанных совместно с детьми куклой была Берестушка. А мне нравилось работать вместе с детьми и наблюдать за эмоциями девочек, когда они сами из кусочка бересты, тряпочек и веревочек создавали свои первые кукольные шедевры.
Работа с детьми полутора-двух лет способствует осознанию того, чем же отличается современная игровая кукла от тряпичной с точки зрения производимых игровых действий.
Как-то случайно к нам в группу попала всем известная кукла Барби. Первое игровое действие, которое произвели дети, это раздевание куклы. Причем одеть ее никто даже не пытался. Попытались зашить одежду на кукле. Но как-то быстро она опять оказывалась снята. Одновременно с Барби (которая прожила в группе недолго) у нас были обычные фабричные пластиковые куклы и тряпичные, в том числе и сшитые руками родителей. Однако именно тряпичные куклы стали любимыми игрушками детей. Самое первое игровое действие, производимое с этой куклой, – это укачивание, убаюкивание.
Большую роль в играх с куклой сыграло и знание нашими детьми колыбельных песен. Мы не разучивали их специально. Включая каждый день при укладывании на дневной сон, мы заметили, что дети сначала внимательно слушали колыбельные, а потом стали тихонько подпевать. И впоследствии напевали эти несложные песенки своим куклам.
Интерес к народной кукле проснулся и среди работников детского сада. Вспомнили, что в детстве играли в куклы из поленца. И недавно старшая дочь нашей коллеги сделала для младшей куклу, с которой та не расставалась несколько дней.
Еще одна кукла - столбушка, закрутка. Делается очень просто, но в зависимости от исходного материала может быть разных размеров. Однажды в разговоре одна из работниц упомянула о том, что в детстве играла куклой из куртки-фуфайки. Конечно же, такая необычная в наше время кукла вызвала большой интерес.
Самое сложное было найти фуфайку, которая раньше была в каждом доме. Она использовалась как по прямому назначению, так и в игре. Оказывается, одной из детских забав было катание на фуфайке (как на санках) в избе по крашеному полу. Новая фуфайка нашлась у бережливых хозяев, и у детей появилась долгожданная кукла. Большая, размером с младенца. С такой куклой очень удобно играть малышам.
Конечно же, как у традиционной, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и недостатки. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами. У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.
Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами ее были быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Если очень захотеть, то каждый может сделать куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер и яркая индивидуальность. И еще мы заметили, что кукла благотворно воздействует на психофизическое состояние ребенка. Играя с ней, он чувствует себя спокойно и уверенно.
Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.
Именно куклы вводят детей в мир взрослых отношений. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда.
Инна ЗУЕВА, воспитатель д/с №4
Фото из фонда д/с