В Харовском историко-художественном музее работала традиционная выставка «Промыслы и ремесла Харовского района. Кузнечное дело».
Искусство ковки металла простирается на тысячелетия. Наверное, начиная с того момента, когда люди научились извлекать металл из камня. Поэтому и на Руси самым древним народным промыслом стало кузнечное дело.
Не было ни одного сельского поселения, где бы не слышался за околицей стук молота о наковальню. Кузнец был самым почитаемым и ценимым человеком. К хорошему кузнецу люди приезжали издалека, прослышав о его мастерстве. О распространенности, необходимости и важности кузнечного промысла говорит огромное количество фамилий, произошедших от этого вида деятельности: Кузнецов, Коваль, Коваленко, Кузнеченков, Ковальчук… Они очень широко распространены и у нас в Харовском крае.
Об экспонатах выставки очень тепло и как-то нежно трогательно рассказала Галина Петрова, главный хранитель музея, отметив особенность каждого из предметов выставки.
Это очень интересно и познавательно, особенно для подрастающего поколения. Ведь народные промыслы способствуют глубокому воздействию на детей, обладают эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений.
Наибольшую выдумку и творческую изобретательность проявляли мастера при ковке светцов – первых осветительных приборов. Если вначале их делали упрощенными, в виде небольших веточек с завитками, то с конца XVIII века появляются цельнокованые светцы, которые выглядели уже значительно изящнее своих предшественников. Основное внимание уделяли кузнецы навершию светца, то есть верхней его части, куда вставлялись лучины. В полумраке крестьянской избы светец с горящими лучинами походил на заморский цветок из волшебной сказки. Хотя они изготовлялись для выполнения одной определенной функции, но у каждого мастера был свой «почерк» изготовления и два одинаковых изделия найти было очень сложно.
Здесь же представлены и подставки под светцы – деревянные корыта со столбиками и деревянные ящики с железным дном, куда падали искры от горевшей лучины.
Второй стенд разместил на себе огромные амбарные замки и ключи к ним. Они, исполняя свое прямое и функциональное назначение, являлись также украшением дверей и ворот.
Большое искусство проявляли кузнецы при изготовлении ключей. Язычок ключа прорезался хитроумными пазами и отверстиями, а стержень имел различные утолщения и гравировку.
Создавая предметы быта, кузнецы придавали им изящную форму, радующую глаз, украшали эти предметы орнаментом.
Орудия труда были мужские и женские.
К мужским относились: багры, скобель - 0для соскабливания коры с бревен, циркуль, гвозди от небольших до огромных по размеру, коловороты – орудия для проделывания отверстий.
К женским орудиям труда относились: серпы, вилашки, сечки. Так, основа сечки – приспособление для рубки овощей, делалась круглой или эллипсообразной, а ее верхняя часть оформлялась завитками. Ей в пару представлено и деревянное корыто.
А также на выставке были представлены щипцы для сахара (разных видов), ножницы для стрижки овец и, конечно, разные по размеру подковы.
Как весить найденную подкову? Галина Анатольевна дала ответ и на этот вопрос.
-Привешивались подковы только найденные, у входа в дом. Если вы нашли ее «рожками» к себе, то и весить нужно «рожками» вниз и наоборот.
Искусство кузнечного дела передавалось из поколения в поколение. Ковка – процесс, при котором металлу придается необходимая форма. Для того, чтобы металл принял эту форму, необходимо привести его в состояние пластичности. Это достигается путем нагревания. Поэтому в кузне очень жарко из-за постоянно горящего огня. Это очень тяжелая работа. И для ее выполнения кузнец должен обладать не только недюжинной силой, но и точным глазомером, сноровкой, быстрой реакцией и одновременно выдержкой.
Кузница - горящее горнило и стук молота о наковальню, сильный и смелый мужчина, которому подвластен металл.
Как бы дополняя экспонаты, разместились на стенах живописные полотна Александра Малкова, Андрея Морева, Валерия Страхова, Олега Кулижникова, Виктора Орлова. Смотрят с полотен своими окнами деревянные добротные дома, а над полями и лесами раздается звон кузницы… Книга Василия Белова «Лад», открытая на странице, где писатель рассказывает о кузнечном ремесле - «изюминка» выставочной экспозиции.
И как бы ни был технологичен современный мир, кузнечное дело всегда будет популярно и востребовано, и к хорошему кузнецу даже в XXI веке по-прежнему приедут издалека, так как оно воплотило в себе и традиции старины, и востребованность современности.
Такие выставки не только расширяют знания о народных ремеслах, знакомят подрастающее поколение с историческим прошлым своего народа, но и воспитывают их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА