В Харовском историко-художественном музее прошел вечер-встреча с любителем документальной видеосъемки Иваном Колокольцевым, который был приурочен к открытию цикла мероприятий, посвященных Году российского кино.
Выставочный зал музея гостеприимно распахнул свои двери для любителей документальных фильмов, которые откликнулись на приглашение сотрудников музея провести весенний вечер в духе «ностальжи».
-Когда речь идет о кино, то сразу представляется «хлопушка», «мотор» и «съемка началась». Затем – монтаж, озвучивание и все – фильм создан! - такими словами начала мероприятие научный сотрудник музея Елена Проворова.
Это уже дальше: сопереживание вместе с героями, обсуждение сюжета фильма и игры актеров… А еще более трудоемким и ответственным бывает создание документального фильма. Здесь, чтобы заинтересовать зрителя, нужен особый дар в выборе материала.
Сегодня нет человека, не знающего, что такое кино. Если фильм заинтересовал, то каждый из зрителей находит в нем что-то для себя. Вот и на старых кинокадрах Ивана Колокольцева каждый из присутствующих в зале нашел для себя ту изюминку, которая тронула сердце, нашла отклик в душе и натолкнула на размышление. Иван Александрович очень интересный, разносторонне талантливый человек. Его знают, как активного участника художественной самодеятельности: поет в хоре русской песни, в мужском ансамбле, исполняет сатирические куплеты, прекрасно рассказывает фельетоны и как бессменного конферансье с огромным чувством юмора и безграничным обаянием. А еще он удивительно оптимистичный человек, энтузиаст дела, которому предан всю свою жизнь – созданию киноэпопеи, летописи становления своего родного города и его насыщенной в ту пору культурной жизни.
«Ах, чего только не было с нами…»
Время так быстротечно… Не успеешь оглянуться, и годы, десятки лет остались за плечами. И только кадры кинопленки способны вернуть нас в ту далекую пору – пору яркой молодости, романтичной юности и беззаботного детства. Благодаря тому, что когда-то Иван Александрович взял в руки видеокамеру, мы с большим удовольствием и душевным волнением возвращаемся в историю нашего маленького городка.
Невольные улыбки скользи- ли по лицам присутствующих в зале от добрых, открытых лиц земляков, запечатленных на кадрах пленки, от улиц, которые в ту пору не были закованы в серый асфальт, от старых деревянных домов, которых уже нет, и от деревьев, которые были тогда маленькими…
Ни одна деталь не осталась без цепкого внимания зрителей. Ощущение, которое не поддается описанию словами… Хотелось пристальнее вглядеться в знакомые лица людей, которые в настоящий момент ушли из жизни, а в кадре смеются, радуются светлому майскому дню или заснеженному дню ноября, когда шли колоннами на демонстрацию. Да, когда-то День международной солидарности трудящихся и годовщина Октябрьской революции были самыми значимыми праздниками для советских людей. По телевизору транслировался прямой репортаж демонстрации с Красной площади столицы, практически в каждом доме накрывались праздничные столы, а накануне… Все от мала до велика в семьях надували воздушные шары, делали из яркой бумаги цветы и готовили наряды, чтобы пройти по главной площади города и крикнуть громкое «ура», когда с трибуны, где стояли руководство района и лучшие из лучших передовики производства, слышалось: «Приветствуем колонну тружеников…»! И эту атмосферу радости праздника, искренности общения людей, которые были горды за свой труд, за успехи своего производства, сумел передать Иван Александрович, держа в руках кинокамеру.
В жизни любого города, как и в жизни человека, есть особые даты, особые праздники.
День Победы – праздник на все времена. Только, к сожалению, с каждым годом участников тех кровавых сражений становится все меньше и меньше. И тем дороже те кадры, снятые Иваном Александровичем во время митинга у Стелы в память о погибших харовчанах в годы Великой Отечественной войны. И хотя камера не записывала звук, мы отчетливо слышим твердую поступь строевых шагов ветеранов и звон боевых наград на их груди. Только все те же бездонное голубое майское небо, парадная школьная форма мальчишек и девчонок, которая так и не смогла затеряться в годы лихих перемен …
Оператор-любитель сам был и остается активным участником всех мероприятий, проводимых ГДК. Его выступлений ждали, ждут и еще, наверное, долго будут ждать зрители. Он очень талантливо и виртуозно общается со зрителем и так же талантливо снимает праздники на свою видеокамеру.
«Сам себе режиссер»
Праздники, проводимые учреждениями культуры в то время, были настоящими спектаклями, которые вызывали живой отклик у зрителей. И эту взаимосвязь зрителей и артистов умело передал он в своих сюжетах.
«Проводы русской зимы»… На площади Октябрьской негде упасть яблоку. Море людей… Женщины в модных по той поре пальто с белыми песцовыми воротниками, а мужчины – в заломленных на затылок шапках из кролика. Довольные радостные ребятишки окружили чучело Масленицы, сделанной из снопов льна. Его специально привозили со льнозавода, который успешно работал в те годы, как впрочем и сельхозпредприятия, которые и выращивали этот лен. Еще одним любимым массовым праздником харовчан был «Праздник труда и песни», приуроченный к Дню молодежи, который тоже остался в истории, благодаря Ивану Александровичу. Проходил он на стадионе. На кадрах видно, что он еще не обустроен, только началось строительство трибун. К нему по улицам города ехали мотоциклы, на которых сидели девушки, одетые в национальные костюмы союзных республик с флагами этих же республик в руках. Это были отважные девушки. Только представьте: на неудобных сиденьях мотоцикла «Урал» по колеям неасфальтированных улиц у строящегося стадиона, в неудобном для поездки длинном костюме да еще и с флагом в руке! Но надо, значит, надо! Такой героизм девчонок тоже запечатлен для потомков. Прыжки с трамплина мотоциклистов – зарождение знаменитого мотокросса и «День Нептуна», где в роли «владыки морского» выступал Владимир Изосимов, и поездка в Москву хора русской песни, где пел сам Иван Александрович… Всего и не перечислить.
«Сапожник без сапог»
К сожалению, очень редки кадры, где запечатлен сам автор «киноэпопеи». Это моменты, которые снимались камерой, находившейся в неуверенных руках. Но, несмотря на помехи при съемке, кадры передали артистизм и обаяние самодеятельного артиста Ивана Колокольцева.
При просмотре отрывков фильма зрители обменивались мнениями, комментировали происходящее на экране действо, задавали вопросы автору фильма. Иван Александрович дал на них исчерпывающие ответы и более подробно рассказал о своем увлечении после просмотра фильма.
Сотрудниками музея была подготовлена небольшая выставка первых кинокамер и приспособления для обработки кинопленки и ее проката. Автор фильма рассказал, как приходилось снимать примитивными камерами, как трудно было проявлять пленку, монтировать фильм. Это увлечение было не из «дешевых» и требовало очень много времени. Одна кинокамера в 70-е годы стоила от 300 до 500 рублей. Но все это оправдывалось временем, чем больше его проходило со времени съемки, тем интереснее становилось смотреть.
«Сейчас видеосъемка упростилась. Но следует различать в этом деле два понятия: «изображение» и «снимок». Изображение может быть различным, а вот снимок – это уже искусство», - подчеркнул Иван Александрович.
В этот вечер автор фильма о Харовске и харовчанах Иван Колокольцев услышал много теплых слов от Натальи Рябковой – начальника управления культуры района, Светланы Пушиной – директора Харовского историко-художественного музея и благодарных зрителей, которые в этот весенний вечер получили массу позитивных эмоций.
Кино о Харовске создают люди творческие, влюбленные в это искусство. Цикл мероприятий в музее, посвященных Году кино, продолжится вечерами-встречами с авторами уникальных кадров, которые необходимо сохранить для будущих поколений, Виктором Боберским и Алексеем Шпаковским, которые вместе с Иваном Колокольцевым не дают нашему прошлому уйти безвозвратно.
Татьяна КУЗНЕЦОВА