В актовом зале МБОУ ДО «Харовский центр дополнительного образования» состоялась традиционная районная краеведческая конференция «Мир через культуру». Ее цели и задачи актуальны в настоящее время: воспитание патриотизма и духовной культуры у обучающихся, выявление и развитие творческих способностей, научно-исследовательской деятельности, обмен опытом краеведческой деятельности, профессиональная ориентация детей.
Программа конференции включает 2 тура: выполнение домашнего творческого задания по изучению родного края, защиту краеведческой работы научно-исследовательского характера.
Галина Малкова, директор центра, открывая конференцию, отметила участников прошлых лет, кто защищал свои работы на областном этапе – на конференции «Первые шаги в науку». Их результаты – хороший стимул для юных, начинающих участников.
Кто не раз бывал на таких конференциях, традиционно ждет чего-то нового от маленьких исследователей. В младшей возрастной группе выступили 10 участников.
Ярослав Чеканов (4 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, рук. Татьяна Максимова) попытался раскрыть важность народного танца, в котором проявляются принятые в обществе этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей, отражается жизнь людей, их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. А еще выступающий объяснил популярность самодеятельного хореографического коллектива «Карусель» (ГДК «Мир»), которым руководит Ольга Торбина. По проведенной анкете 81% опрошенных нравится смотреть танцевальные номера этого коллектива. Дополнением стали видеосюжет выступления коллектива (как танец выглядит на сцене и как на бумаге в виде схемы) и фрагмент интервью с руководителем «Карусели».
Мария Дикарева (5 кл., Сорожинская школа, рук. Ольга Краснова) взяла тему «Кладезь народной мысли», изучила пословицы, поговорки нашего края. При подготовке материала были использованы книги по краеведению, школьные материалы кружка «Русский дом», а презентация составлена по фотографиям жительницы села Ивачино Галины Ревской. Итог работы – небольшой сборник «Так говорили васьяновцы», и вывод – местный говор, неповторимые суждения делают речь старожилов удивительной. Все вместе это кладезь народной мысли, куда необходимо заглядывать и нам, пользоваться мудрыми советами предков.
Сергей Гаврилов (5 кл., Сорожинская школа, руководитель Ольга Краснова) раскрыл тему своего выступления «Ремесла и умельцы края» и сделал вывод – сколько мастеров проживало на Васьяновщине в начале 20 века, сколько удивительных вещей появилось на свет благодаря им! Так как на территории волости в 1925 году были известны более 15 видов ремесел. Все они были связаны с обработкой металла, древесины, глины и других материалов. Одним из самых распространенных ремесел являлось гончарное. Неповторимые изделия мастеров любимы и известны, они стали символами Васьяновщины.
Александра Чеканова (6 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, руководитель Ольга Одинцова) обратилась к малоисследованной теме «Василий Белов в творчестве харовских поэтов». Предметом изучения стали стихи Владимира Чернышева, Владимира Соколова, Полины Смирновой, Александра Юрченко, юных поэтов школьного кружка «Серебряное перо». Понятен и закономерен интерес харовских поэтов к личности и творчеству своего великого земляка, нашедший отражение в поэтических строках. Это душевный отклик на его присутствие в духовной жизни своего родного края, возможность выразить любовь и уважение к Василию Белову.
Антон Гурин (7 кл., Харовская школа имени Василия Белова, рук. Елена Гурина) по теме «Мой прадед» изучил фронтовой путь прадеда Павла Попова, документы военного и послевоенного времени, воспоминания родственников. Слушая их, правнук много раз представлял себе скромного, умного, всегда аккуратного, сильного, отважного прадеда. Хотелось узнать о его вкладе в общее дело победы над врагом, какие черты характера позволили ему достойно сражаться и пережить военное лихолетье. После войны Павел Павлович много трудился на предприятиях Харовска, чтобы он развивался и процветал.
Анна Проворова (7 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, руководитель Ольга Григорьева) задумалась над вопросом «Контейнеры – это роскошь или обязательное средство накопления отходов?» Цель работы – привлечь общественность к обсуждению данного вопроса. Выступающая обследовала контейнеры около домов №58 и 60 по улице Прокатова, обратилась за комментариями к специалистам городской администрации. К этой проблеме обращались участники краеведческой конференции в прошлом году. Значит, эта тема продолжает быть актуальной.
Андрей Соколов (7 кл., Пундужская школа, руководитель Любовь Маслухина) представил коллективный проект «Дети войны о войне», выполненный обучающимися и педагогами Пундужской школы. Этот труд помог обогатить школьный музей сведениями о жизни детей в военные и послевоенные годы. На территории поселения проживает 86 человек, отнесенных к категории «Дети войны», воспоминаниями поделились 45 человек. В собранной книге ценная информация, то важное, что сумела запечатлить детская память в годы войны.
Даниил Прибыш (7 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, руководитель Светлана Прибыш) приблизился к теме «Незабытые имена». Предметом исследования стало воинское захоронение на Пустораменском кладбище, поиск, уточнение имен военнослужащих, которые не отмечены на плитах захоронения. Юный исследователь обращался за информацией в военкомат, краеведческий и школьный музеи, работал с сайтами ОБД «Мемориал», «Подвиг народа 1941-1945 гг.», «Солдат. ру». Был изучен паспорт воинского захоронения, проведен опрос детей войны, использованы материалы районной газеты «Призыв». И что важно – в проверке всех данных помогал друг. Уместно прозвучали в работе слова писателя Виктора Астафьева: «На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».
Людмила Кукушкина (7 кл., Шапшинская школа, руководитель Екатерина Смирнова) увлеченно рассказала об особенностях диалектной речи жителей Шапши. Получилось достаточно познавательно. Мы говорим и порой не замечаем особенности своей речи, поэтому интересно ее изучение.
Анастасия Кораблева (7 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, руководитель Наталья Сняткова) своим выступлением «Василий Белов и его стихи» напомнила, что Василий Белов всем известен как писатель-прозаик, а она обратила внимание на Белова-поэта. Он хотел рассказать о тяжелых и трагичных исторических событиях, описывал их и в прозаической, и поэтической формах.
В старшей возрастной группе выступили три участника.
Евгения Лабутина (9 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, руководитель Антонина Романовская) раскрыла тему «Память о прошлом». Обучающиеся школы собрали воспоминания ветеранов педагогического труда. В военное время они были детьми, подростками и несли на своих плечах все тяготы войны, трудились наравне со взрослыми, им доверяли самые ответственные работы. В большинстве своем это детские и юношеские воспоминания, тем они ценны для современных детей.
Ангелина Косарева (10 кл., школа № 2, руководитель Ольга Соловьева) с темой «Человек с красивой и мудрой душой» обратилась к истории своего учреждения. В юбилейный 2015 год, когда отмечалось 80-летие школы, нынешние школьники прикоснулись к ее прошлому. Школа бережно хранит память о своих выпускниках, педагогах, которые оставили заметный след в ее истории, являются образцами для подражания, восхищения, примерами того, как нужно жить, работать, приносить пользу стране. Один из таких примеров – Валентина Латынская. Валентина Васильевна – ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы. Секрет ее профессиональных успехов заключался в ее педагогическом таланте и таких человеческих качествах, как ответственность, требовательность, прежде всего к себе, доброжелательность, дипломатичность. Ее ученики имели одну особенность – многие обладали яркими лидерскими качествами и становились в жизни преуспевающими руководителями, специалистами по многим направлениям.
Анжелика Копылова (11 кл., Харовская школа имени Василия Прокатова, руководитель Ирина Хазова) изучила все самое интересное по теме «Неофициальные топонимы города Харовска», составила классификацию названий, провела анкетирование одноклассников. Практическая ценность работы – заинтересовала исследованием своих ровесников, чтобы подрастающее поколение знало историю своего города.
Живой интерес во взгляде, едва скрываемое волнение – все показывало серьезный и основательный подход юных исследователей. Опыт публичного представления своих работ непременно пригодится всем ребятам. Их самостоятельность проявилась и в технической подготовке выступлений. Если один выступал, другой помогал в показе презентации.
Места распределились таким образом: Антон Гурин – 1 место, Андрей Соколов – 2 место Даниил Прибыш и Людмила Кукушкина – 3 место (в младшей группе) и Анжелика Копылова – 1 место.
Галина ИВАШУТИНА
Фото автора