Улыбка… Добрая, нежная улыбка на лице милой, трогательной девушки, смотрящей с портретного фото экспозиции Харовского историко-художественного музея.
Сколько лиц мы встречаем на протяжении нашей жизни? Сотни, тысячи, десятки тысяч… Одни постоянно напоминают о себе, мелькая со страниц газет, журналов, экрана телевизора. Другие – теряются среди толпы… А есть такие, какие остаются в душе навсегда, которые светят особым светом, даря людям радость.
В конце марта отмечался День работника культуры. Сотрудники музея подготовили к этому профессиональному празднику выставку, посвященную бессменному руководителю самого именитого в районе самодеятельного коллектива – народного хореографического ансамбля «Калинка», заслуженному работнику культуры РФ, Почетному гражданину города Харовска Розе Паршиной.
Скоро будет два года, как покинула она этот земной мир, но осталась в памяти многих и многих харовчан и жителей области. Одни рукоплескали яркому творчеству этого самобытного хореографа, а другие воплощали ее творческие задумки на сцене. Вот именно к этой группе людей отношусь и я, которая более семи лет посещала танцевальный коллектив «Калинка».
Почему-то я люблю весну. Мне нравится ярко-голубое небо, веселое чириканье птиц и еще атмосфера ожидания праздника. Это осталось со школьной поры, когда мы с подружками в составе танцевального коллектива готовились к различным фестивалям и творческим отчетам, проходившим обычно в конце первого весеннего месяца. Репетиции: ежедневные и длительные…
И здесь хочется отметить нашего бессменного аккомпаниатора Владимира Чернышева. Только представьте себе рабочую репетицию, где какой-то кусок танца не идет, и приходится играть одну и ту же музыку снова и снова… Постановка танца – процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий хореографа и аккомпаниатора, ведь про музыку определенно говорят, что она душа танца.
Наш хореограф был человеком требовательным и довольно жестким: дисциплина прежде всего. И самое главное во всем: в одежде на репетицию (только специальные костюмы), никаких опозданий и пропусков занятий. Роза Павловна работала на износ, да и мы еле-еле уже в девять вечера переступали порог дома. Но результат того стоил! Отточенные движения, хорошая растяжка (результат длительных тренировок у «станка»), прямая спинка и широкая приветливая улыбка на лицах девчонок…
И еще нам очень повезло в плане костюмов. В этот период была закуплена не одна партия новейших танцевальных костюмов, которые используются для танцев и по сей день. Оставило неизгладимое впечатление помещение для костюмов: огромное, с двухъярусными вешалами, где плотно друг к другу висели сарафаны, платья, кофты, блузки, а к ним расшитые кокошники, ленты, обувь…
Роза Павловна очень трепетно относилась и к выбору костюма к танцу, и его подготовке к выходу на сцену. На генеральной репетиции она придирчиво оглядывала своих подопечных – отбелены ли кофточки, все ли поглажено, так как надо…
И это, наверно, правильно, так как и все выступления своего коллектива она смотрела из зрительного зала, а потом… – разбор «полета»!
Наверное, аналогичные воспоминания посетили тех, кто был причастен к ее творчеству, посмотрев на экспонаты выставки. Так как ее жизненный путь коснулся многих поколений харовчанок. Фотографии 1-го, 2-го и последующих составов коллектива «Калинка»… Знакомые улыбающиеся лица девчушек с огромными белыми бантами… Это тоже было требование Розы Павловны: «Банты должны быть настоящими: белыми и большими…».
А дальше на выставке представлены этапы ее становления: работа методистом по физической культуре в Доме отдыха, в детском секторе ЛДК, где она вела цирковой и танцевальный коллективы, фотографии с различных семинаров, курсов – свидетели ее постоянной учебы, так работа балетмейстера требовала обмена опытом с другими представителями этой профессии. «Роза Павловна, смотря по телевизору выступления знаменитых хореографических коллективов, делала себе пометки в тетрадь, чтобы потом что-то из этого воплотить и на харовской сцене. Не раз приезжали с мастер-классами известные хореографы области. Так и училась всю жизнь, чтобы порадовать великолепием танца харовских зрителей», - так тепло и трепетно поделилась своими воспоминаниями Галина Петрова, участница 2-го состава танцевального коллектива, а ныне главный хранитель музея.
Еще один стенд, где она в кругу родных и близких. Улыбка, лукавые глаза. Она была озорным человеком. И это доброе озорство, и задор молодости она пронесла через всю жизнь, которое фееричным фонтаном выплескивалось со сцены в зрительный зал.
Представлены многочисленные дипломы, грамоты и другие знаки отличия Розы Павловны, но, наверное, самым значимым из них стал Диплом за преданность профессии и безграничная любовь ее воспитанниц, составляющих в разные годы коллектив поистине народного танцевального коллектива «Калинка».
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА