Захожу впервые в квартиру к родителям Володи. Дома Николай Михайлович, отец. Прошу его вспомнить о сыне, начиная с детских лет.
-Был небалованным, учился хорошо. Моя жена любила заниматься фотографией и в раннем детстве научила сына фотографировать и проявлять фотокарточки. В старших классах школы он был неразлучен с фотоаппаратом. Любил рисовать. Пойдемте, покажу его работы. В каждой комнате и на кухне – то фото, то зарисовка, то самодельная открытка: везде руки и душа сына.
Думаю, это и радостно, и одновременно непросто видеть настоящее и называть его прошлым.
Вернулась из магазина мама Клавдия Ивановна. Продолжила рассказ мужа.
-Вова был с раннего детства самостоятельным, послушным, разумным. Вспоминаю службу сына в армии. Служил 3 года на севере, в морфлоте, в Североморске. Мы с отцом ездили на присягу. Был такой случай, он попросил выслать 400 руб- лей на фотоаппарат «Никон». Это был 1981 год. Я взяла все свои сбережения, перезаняла, но все же выслали сыну деньги. Он в штабе был оформителем, фотографом и мы знали, что надо помочь.
Родители перебирали семейные фотографии и спокойно, сдержанно, немногословно продолжали беседу. А с портрета смотрел совсем юный Вова в морской форме. Его родители дополняли друг друга в рассказе о сыне.
-Он помогал нам и в ремонте, и в выборе значимой вещи в дом. Плохо без него, – говорит Николай Михайлович.
-Вова мне не снится. Я ощущаю постоянно его присутствие здесь, рядом с нами, в комнате. А порой смотрю с балкона на облака в небе и вижу – вот он, Вова, - дополняет Клавдия Ивановна. – Жду его звонка, разговора. Порой в другом человеке, проезжающем на велосипеде, узнаю сына и понимаю, что показалось.
Когда мы прощались, Клавдия Ивановна пригласила меня в свой уголок, в другую комнату.
-Вот мой рабочий стол. Это тетрадь с записью о давлении. Следующая тетрадь памяти для показаний счетчиков. И еще тетради для разных необходимых записей, жизненных заметок. Последние выпуски газеты «Призыв» порой перечитываю. Здесь я занимаюсь рукоделием, вяжу коврики. А на столе все прибрано, все на своих местах. Ручки, карандаши и крючок для вязания – в отдельном стаканчике. Смотрю и вспоминаю школьные годы. Вот откуда аккуратность, прилежность, любовь к порядку, тактичное отношение к собеседнику – из родительского дома.
А каким его помнят педагоги, друзья, знакомые, коллеги?
Маргарита Малышева, первая учительница:
-Спокойный, дисциплинированный, послушный мальчик. Любознательный и старательный. Сколько лет с младших классов прошло, а Вова никогда не пройдет мимо, всегда с улыбкой остановится, поговорит, расскажет о творческих планах, о событиях в жизни.
Нина Сенотрусова, классный руководитель:
-Главные черты Володи – доброта и обязательность.
Ирина Ваганова (Будкина), одноклассница:
-Для меня он был верным, надежным другом. С ним можно было поделиться личными переживаниями, он выслушает, поймет, поддержит.
Юрий Акимов, одноклассник:
-Жизнерадостный человек! Такое количество идей, замыслов, что один план набегал на другой. Где взять время, чтобы все осуществить? Помню, Вова рассказывал о проекте выпуска спортивной газеты в Харовске. Хлопотал о разрешении организовать пейнтбольный клуб.
Ольга Краснова, одноклассница:
-Оформитель классных стенгазет, по любому случаю, к празднику; фото на юбилейных встречах класса; видео – все это он! Нормальный парень!
Ольга Калина (Сергачёва):
-Человек талантливый, одаренный, творческий, обязательный, искренний, порядочный. Порой по-детски наивный, в стремлении сделать мир лучше, добрее. Он был стремительный, моментальный (если можно так сказать). При встрече спросит о семье собеседника, сообщит, чем живет сам.
Сотрудники районного историко-художественного музея:
-Владимир Кормушин принимал активное участие в подготовке выставок, организации пленэров, мероприятий. Вспоминаем его как доброго, отзывчивого, неравнодушного человека.
-Был бесстрашным. Пришла ему мысль сфотографировать Харовск с высоты птичьего полета, и он ее осуществил, поднялся на телевизионную вышку.
-Бережно относился к технике для работы. Старался, по возможности, усовершенствовать ее, интересовался новыми разработками.
-Имел свой стиль и в работе, и в одежде.Изящный, модный, интеллигентный.
Тамара Михайлова, учитель русского языка и литературы, рассказала о Володе, как о помощнике в работе:
-Я была редактором школьной газеты, Володя – оформителем. Очень ответственный человек, все вовремя. Когда служил в армии, сообщил, что был в штабе оформителем, и ошибки исправлять приходилось самому. Тогда и подружился с русским языком. Я изучила систему «Опорные конспекты» и занималась по ней с последним своим выпуском учеников, на протяжении семи лет! А Володя каждую тему, каждый конспект писал для меня на больших листах ватмана, по которым и проходили занятия. Это огромный труд! В последнем моем выпуске все праздники, события в жизни класса, выпускные запечатлял всегда он, Володя. Осталась в память целая классная история.
Анатолий Михайлов продолжил рассказ жены:
-Я работал главным редактором газеты «Призыв», а Володя на оптико-механическом заводе художником-оформителем. Главное его занятие на ту пору было – фото, а я выписывал журнал «Чехословацкая фотография» и занимался фотографией по этому и другим журналам. Появилось желание – взять в редакцию такого интересного человека. Начальство «Оптики» не соглашалось, но постепенно мы дошли до полного официального перевода Володи к нам в редакцию на ставку фотографа.
Потом его стали называть не фотографом, а фотохудожником. Он поступил в Москву на курсы. Газета оживилась. Иллюстрации, фотографии - это его индивидуальный взгляд, это качество. Можно и нужно поучиться у такого человека порядку на рабочем месте. Заведена картотека, где всегда все сразу найдет. Купили в редакцию видеокамеру. Все этапы жизни Харовска, все события, история города отражены в работах Володи.
С разрешения телевизионщиков я и он решили забраться на телевышку. Я прошел часть пути, а Вова до самой макушки добрался. Весь город как на ладони увидел и для харовчан заснял!
Был момент в жизни города, когда закрыли официальные бытовые службы и Володя начал делать фото на паспорт, на документы, это кроме своей основной работы.
Он был награжден почетной грамотой губернатора области Вячеслава Позгалева – «За большой вклад в развитие средств массовой информации области» как фотохудожник. Областной Комитет по печати попросил его сделать фотовыставку в управлении по печати. Фотоснимки экспонировались больше года – о чем сообщил главный редактор газеты «Русский север» Владимир Панцирев и другие областные издания.
Когда Володя тяжело заболел и попал в областную больницу, прямо в больничной палате занялся акварелью. Свои работы при выписке подарил работникам больницы. Рисовал он натюрморты и портреты простым карандашом. Обладал невероятным чутьем за внешностью увидеть и запечатлеть характер, личность, внутреннее содержание. У нас дома есть такой портрет дочки Инги. С талантами и возможностями этого человека можно бы стать богатым человеком! Но бизнесмен из Вовы не получился – слишком добр, дружелюбен, щедр, отзывчив на наши просьбы. Человек широкой натуры, этим многие пользовались.
Как отец, Володя всегда радовался успехам детей. Когда дочь Аня завоевала по кружевоплетению областные награды, снял на камеру ее работы, был очень горд и счастлив. Семья – это его надежный тыл. Кто бывал у Володи в гостях, по делу, каждый запомнил его гостеприимность. Без чашки чая никто не уходил. Он принимал бесконечные звонки – просьбы и заказы. Здесь и соседи, и друзья, и выпускники школ, и новобрачные, и поэты, и музыканты, и художники, и отец Анатолий – наш батюшка.
Удивительно, как в 2-комнатной квартирке проживает несколько поколений, рабочий «кабинет» главы семьи за шкафом, в небольшой комнате для отдыха, да маленькая спаленка? Вова умел ценить и людей, и жизнь, и предметы быта. Обычная стопа дров у печки и кочерга в квартире без удобств превращались в шедевр – возле печки ни соринки, а кочерга – экспонат для музея. От чистоты и порядка этого дома становится чисто на душе, мир кажется более совершенным и правильным.
Наташа Кормушина, жена:
-С ним было и легко, и сложно одновременно. Его надо услышать и понять, поддержать и помочь. Я была для Вовы и другом, и женой. Мне, как первому зрителю и слушателю, он представлял все свои работы и спрашивал мнение. Работа, реализация замысла – всегда были на первом плане. Не считался ни со временем, ни со здоровьем. Очень не хватает его непредсказуемости!
На праздники, дни рождения, дату свадьбы Вова непременно дарил Наташе красные розы. Делал это галантно, с любовью и уважением.
Разговор Наташе давался нелегко. За каждым словом стояло много личного, недосказанного. Но признание любви и преданности мужу, другу, человеку было безграничным. Когда Наташа рассказывала о переживаниях мужа, срочных выполнениях заказов по ночам, вспомнились и слова самого Володи:
-Меня супруга всегда поддерживает, лечит, как скорая помощь, если заболею. Я ей очень доверяю. У меня все дома хорошо, полное понимание. («Чики-чики» или «ладушки» – так любил говорить Володя).
Непросто жить с творческим человеком, он видит и слышит по-другому. Он торопится завершить задуманное и снова новая цель, новый горизонт. На вопрос, какой он отец, Наташа ответила так:
-Когда родился сын Денис, Вова дождливым декабрем выстаивал под окнами роддома. Появилась на свет дочка Аня, Вова выполнял все ее просьбы, доставал то, что она захочет, баловал!
Денис, будучи взрослым человеком, занялся фотографией. Аня унаследовала характер папы и его стремление к чистоте, аккуратности, порядку. Оба они – творческие люди. Внучка Полина – дорогой человечек! Дедушка Вова ради нее бросал любые дела, и она платила ему вниманием. К полутора годам он научил девочку смотреть в объектив фотоаппарата. Рассматривал с нею картинки на экране компьютера, играл, занимался, развивал.
Сегодня Полина смотрит на фотографию деда, уточняет – кто это, и тут же отбирает игрушки, подаренные им. Вот такая память о близком человеке, а ведь ей только 2,5 года.
х х х
Прежде, чем запечатлеть бабочку, надо представить ее полет, может быть, даже ее превращение из несуразного кокона в красавицу. А как распускается из бутона удивительный цветок? Пчела на банане – помните? Рассвет и закат на одном берегу, в одном поле – это разные моменты жизни природы. Мы видели лишь итог, а сам автор, наверняка, наблюдал всю картину – от рождения до увядания, ухода.
Если кто-то скажет, что художник ожидал похвалы, славы, - не верьте! Он видел мир светлым и ласковым, удивительным и неповторимым, восторгался его безмерной красотой. Хотел донести до каждого свое видение и понимание доброты и человечности. Делился с каждым из нас, искренне ожидая отклик, отзыв нашей души.
Прошел год. Пройдет второй, третий! След любви, света и добра не сотрется в нашей памяти!
Ольга КАЛИНА
Фото из архива редакции газеты «Призыв»