Дошкольный возраст – это самый подходящий возраст воспитания любви к окружающей среде у ребенка.
Дети наиболее эмоциональны, чувствительны, восприимчивы. Они все пропускают через сердце. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому дошкольникам надо давать знания и понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Большую роль здесь играет пример родителей, воспитателей. Как взрослые относятся к окружающей среде, так и ребенок будет поступать.
В нашей дошкольной организации ежегодно проводятся конкурсы для педагогов с целью развития профессиональных компетенций в разных направлениях деятельности, в частности экологического развития дошкольников.
Активное взаимодействие с семьями воспитанников помогает решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, с этой целью прошел конкурс для педагогов «Лучшее методическое пособие по экологическому образованию дошкольников для родителей детей дошкольного возраста». Он повысил не только уровень мастерства педагогов в использовании информационно-коммуникативных технологий, но и стал одной из новых форм сотрудничества с родителями воспитанников. В конкурсе приняли участие все педагоги детского сада. Пособия были разнообразные – «Экология в музыке» («Прикоснись к природе сердцем»), «Наши маленькие соседи» (о насекомых), «Камни земли», «Малыш в мире природы», «Деревья нашего леса» и другие. Каждое пособие было красочно оформлено, отвечало критериям конкурса, а самое главное, способствовало формированию у родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы. По итогам конкурса лучшими признаны работы воспитателей Ирины Морозовой и Оксаны Ельцовой.
Следующим стал конкурс «Огородная сказка на окне», с целью активизирования работы педагогов по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, приобщения детей к экологической культуре и к трудовой деятельности, закрепления знаний о выращивании растений, необходимых для этого условий, проведения исследовательской деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Воспитатели вместе с детьми и родителями очень ответственно подошли к этому делу. Ребята с большим удовольствием участвовали в посадке и выращивании урожая. Дети сами ухаживали за огородом, демонстрируя бережное отношение к природе, заботу и любовь к ней. Воспитатели всех групп для поддержания детского интереса к такой работе подошли к оформлению своих огородов творчески и грамотно. Они не просто сажали рассаду и ухаживали за ней с детьми, а придумывали различные сюжеты, добавляя персонажей к каждому, а также интересные названия к ним, связанные с любимыми сказками. В группе раннего возраста огород был назван «Репка», в средней группе – «Радужный хуторок», а в группе старшего дошкольного возраста – «Чипполино». В результате дипломом I степени награждена группа раннего возраста (воспитатели Ирина Морозова и Марина Шорохова).
Подарки за участие в конкурсах были предоставлены отделом окружающей среды Харовского района, что способствовало пополнению развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Параллельно проводилась работа по физическому развитию дошкольников, так как решающими критериями качества дошкольного образования является здоровье дошкольника. Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологическому развитию формируют представления детей о том, что в природе все взаимосвязано, а также происходит осуществление профилактики простудных заболеваний и проведение закаливающих процедур. Поэтому мы участвовали в районном конкурсе методических проектов. Педагогическим коллективом был реализован проект «Формула здоровья», презентация которого состоялась в детском саду №5. В результате наша дошкольная организация стала призером районного конкурса (2 место).
Итогом всей работы по данному направлению стало проведение в нашем детском саду районного семинара по теме «Экологическое развитие детей дошкольного возраста в рамках ведения ФГОС ДО». На мероприятии были показаны два занятия, образовательная среда групп, представление детско-родительского проекта «Березка» и выступления старшего воспитателя по теме семинара и заведующего по теме «Формирование экологической культуры дошкольников с использованием ландшафтного дизайна детского сада». В адрес дошкольной организации было сказано много положительных отзывов, доб- рых слов и благодарностей за предоставленную возможность по обмену опытом.
Силами педагогов и родителей воспитанников в музыкальном зале детского сада были организованы выставки плакатов «Берегите природу!» и фоторабот «С объективом в харовскую природу» с целью формирования системы знаний детей и их родителей об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
Дети старшего дошкольного возраста приняли участие в «Неделе театра», посвященной экологической тематике – детские экологические театры «Земля в твоих ладошках». Наши воспитанники показали экологическую сказку «В сказочном лесу» под руководством музыкального руководителя Любови Клыповой. В результате дети, их родители и педагоги получили дипломы за участие и подготовку воспитанников в мероприятии. В дальнейшем мы приняли участие в IX областном фестивале детских экологических театров «Земля в твоих ладошках».
Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в детском саду и в повседневной жизни достаточно эффективна. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей; взаимодействия с отделом окружающей среды. Ну, а самое главное в экологическом развитии – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей дошкольников желание любить, беречь и охранять природу.
Ольга МЕЛЬНИЦЫНА, старший воспитатель детского сада №7