Региональное отделение Союза пенсионеров России организовало мероприятие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения совместно с военными эскадрильи аэродрома в Федотово. В составе группы ездила я со своей внучкой, которой семь лет.
53 года прошло и со дня обоснования на вологодской земле Отдельного Дальнего Разведывательного Авиационного полка, благодаря дислокации которого в корне изменилась и территория. На пустынном месте вырос военный городок со всей инженерной инфраструктурой. История строительства поселка Федотово – это история становления и развития морской авиации Северного флота. В 53-ю годовщину основания данного полка были возложены цветы к мемориалу воинской славы, памятникам погибшим морским летчикам.
На площади возле Дома офицеров развернулся праздничный концерт, на котором свои номера представили творческие коллективы. Гостей праздника ожидала обширная программа: спортивные соревнования, мастер-класс «Народная кукла», ярмарка, концерт «Федотово – России уголок», детская программа «Веселые приключения», квест для школьников, конкурсная программа «А вам слабо?», танцы и, конечно, фейерверк.
В Федотово нас встретил один из руководителей эскадрильи и сопровождал нашу группу на протяжении всей экскурсии. Мы, взрослые, не говоря уже о внуках, узнали много нового.
Экипажи этого уникального полка были способны выполнять задачи разведки и целеуказания в любых, самых удаленных уголках мирового океана. Полеты в Северо-Восточную и Западную Атлантику, Северному полюсу, Бискайский залив, Гвинею и на Кубу, Анголу, Центральную и Южную Атлантику были привычным делом. Для выполнения поставленных командованием ВМФ задач экипажи полка летали в Индийский и Тихий океаны. Зоной постоянной деятельности полка были Баренцево, Норвежское и Северное моря, Северный Ледовитый океан. Полк стоял на защите северных рубежей СССР и России.
К сожалению, исполнилось 23 года, как полка не стало. Для принятия решения Командованию Военно-Морского Флота СССР и России всегда была необходима ежедневная и достоверная информация о передвижении военно-морских сил США и НАТО в Атлантике. Применение ракет, в свою очередь, требовало надежного и достоверного знания места целей, особенно на больших удалениях от них. Очевидно, мысль о необходимости создания в СССР самолета-разведчика и целеуказателя первой пришла в головы именно создателям ракетного оружия. С их легкой руки в КБ Туполева и был создан на базе самолета бомбардировщика ТУ-95, вошедшего сегодня в легенду, его собрат ТУ-95РЦ.
Осенью 1964 года в полк поступили первые серийные ТУ-95РЦ, и летный состав приступил к полетам на них. В январе 1965 года, сформированная в полку часть переведена на постоянное место дислокации в Кипелово, а к концу августа 1965 года было завершено перебазирование туда же всего полка. Так началась работа полка со своего, теперь уже базового аэродрома. А в Вологде чаще на глаза стали попадаться военнослужащие в морской военной форме. Служба в 392-ом полку была особенной по нескольким причинам. С момента основания полка сформировался крепкий здоровый коллектив, сложились традиции дружеского, бережного отношения к молодым офицерам. Войсковое товарищество и дружба здесь не были пустыми словами.
Экипажи 392-го полка могли в Атлантическом океане разыскать и находили, любой корабль, от авианосца до небольшого суденышка, причем на самых дальних рубежах, вплоть до Азорских островов. Многократно летали на Северный полюс, выполняли ледовую разведку в интересах как надводного флота, так и подводников, участвовали в обеспечении первого похода советской атомной подводной лодки к Северному полюсу. Летали строями, освоили дозаправку топливом в полете; летали в Бискайский залив и в Индийский океан для поиска и обнаружения спускаемых с орбиты космических летательных аппаратов, находили их и наводили на них наши корабли. Выполняли участие в операциях по поиску и спасению терпящих бедствие экипажей самолетов, кораблей и судов, подводных лодок в Атлантике и на Тихом океане; в частности, в 1986 году выполняли роль лидера для пары самолетов ТУ-142, доставляющих аварийное снаряжение для терпящей бедствие атомной подводной лодки К-219. Осуществляли вылеты на боевую службу с использованием аэродромов Гвинеи, Кубы и Анголы.
Экипажи полка выполняли любые боевые задания далеко в отрыве от своей части, в том числе интернациональный долг в дружественных СССР республиках Кубе, Гвинее и народной республике Анголе. Полеты в так называемом Бермудском треугольнике и за экватор, в Анголу с промежуточной посадкой на Кубе были вполне привычным делом.
Первый трансатлантический перелет самолетов ТУ-95РЦ состоялся в апреле 1970 года. Экипажи командира полка полковника Ивана Гладкова и майора Старцева выполнили полет с посадкой на аэродроме им. Хосе Марти республики Куба. Полеты на Кубу с этого времени вплоть до 1990 года стали регулярными, и западная Атлантика стала вполне доступной для наших самолетов-разведчиков.
За тридцать лет своего существования полк неоднократно отмечался в числе передовых в Военно-Морском Флоте. Многие офицеры и прапорщики, летчики и техники полка в мирное время были награждены боевыми наградами. Пройдя школу 392-го полка, ряд офицеров стали генералами, командовали другими полками, руководили авиационными соединениями на флотах, выросли до командующих авиацией флотов, морской авиации Военно-Морского Флота.
Были в истории полка и трагические страницы. 23 января 1966 года потерпел катастрофу транспортный самолет АН-8, на борту которого находился руководящий состав 392-го полка и гарнизона Кипелово. Именем погибшего тогда командира полка, Александра Федотова был назван гарнизон и поселок. В последующие годы полк потерял четыре экипажа, погибших при выполнении полетов на боевую службу.
В гарнизоне Федотово бережно хранят память о погибших товарищах. Мы всей группой посетили мемориальный комплекс, где похоронены погибшие летные экипажи. Дети и взрослые почтили память авиаторов, погибших при выполнении задания Родины.
Закончилась яркая 30-летняя биография 392-го отдельного дальнеразведывательного авиационного полка, но остались люди, служившие в нем, их память, архивные материалы. Одни ветераны полка и гарнизона после увольнения со службы остались жить на вологодской земле, другие разъехались по городам России, бывших республик СССР.
По сложившейся традиции, ежегодно 3 сентября в 12.00 часов без приглашений ветераны полка и других частей гарнизона, друзья и сослуживцы собираются на воинском мемориале в Федотово. Мы присутствовали на торжественном митинге, слушали выступления сослуживцев погибших летчиков, их воспоминания о военной службе, о героическом труде военных в мирное время.
Далее нас привезли на аэродром, масштабы которого поражают своей огромной территорией. Нам показали самолеты не только снаружи. Мы, поднявшись по высокой железной лестнице, имели возможность побывать в кабине самолета и посидеть в креслах экипажа. Инструкторы-военные много рассказывали о работе пилотов, о воинской службе. Детям было интересно всё и на все сто тысяч «почему» военные дали исчерпывающие ответы.
Расставаясь с военными, которые сейчас несут службу, мы желали эскадрилье мирного неба, плановых полетов, а всем нам процветания нашей Родины, нашей любимой России.
Впечатлений от увиденного было много. На обратном пути, мальчики высказали желание стать летчиками или матросами, стрелять из пушки, которая находится в хвостовой части самолета, а девочки – быть штурманами.
А бабушки хотят, чтобы их внуки выросли достойными гражданами нашей Родины.
Татьяна ВОЛКОВА
Фото участников поездки