Ныне, как и прежде, стала видна наша красавица уже издалека. Горит, сияет, блещет серебром вновь вознесшихся куполов своих, царит позолотой крестов над прилегающими лесами, полями, озерами, высоко взметнувшись в голубое поднебесье, вновь обретя первозданную высоту около 40 метров.
Бликует остеклением, играет на солнце на фоне небесной голуби свежей побелкой «барабанов», под основным (более 9 метров в диаметре) и боковыми куполами. Пытаются удивленные свидетели возрождения церкви найти ей ровню среди «братьев» и «сестер». Да все, кажется, напрасно. Сдается мне, нет аналогов нашему чуду архитектуры.
Ну, конечно, можно сравнивать ее по грандиозности с Исаакиевским собором. Но наша стройнее… Грандиозность нашей – возвышеннее, в буквальном смысле. Пытаются прировнять ее былую красоту внешнюю, роскошь внутреннего убранства с церковью Спаса-на-Крови. Да только масштаб не тот. Мелковата «сестрица»-то питерская. Погодите, даст Бог, еще может быть, вернем общими усилиями нашей церкви ее былую красоту и величие!
Ну а пока, низ еще весь в лесах. Работы, как говорится, край непочатый. Да только, в том-то и дело, что как раз - початый! Вспомните, совсем еще недавно стояла убогая разбитая, обезглавленная. Мелколесьем да кустарником по стенам зарастала. Там, где сейчас вновь засияли купола, посмотрите на недавние фотографии - березы росли, стволами уж белели! А если полностью восстановить, вернуть утраченное…
Впрочем, «былое вернуть невозможно, немыслимо…». Технологии стали другие. Сделать, как было и трудно, и дорого. А надо бы… Ну, хотя бы то, что в наших силах. То, что еще можно спасти, возродить.
Вот рядом расположенную когда-то зимнюю церковь с колокольней высотой в 75 метров, с главным колоколом (из 12-ти) в 309 пудов (5 тонн) уже не восстановить. Никогда! Церковь, построенную еще в XVII веке и разрушенную до основания в 1935 году. Кажется, наступает время, уповая на помощь Божию, собирать камни, а не разбрасывать. Пора, давно пора прозреть народу русскому. Как говорится, разуть глаза – обуть ноги.
А пока смотрит, наверное, с поднебесной высоты серебряными куполами-глазами предков наших просыпающийся от тяжкого сна безверия храм на наши пустующие деревни. С молчаливым укором смотрит. Как на «чад неразумных», мол: «Что ж вы, дети, понатворили… что понаделали…». Так вот!
И в завершение приношу свои извинения за неточности, допущенные мной в предыдущей заметке от 16 марта 2016 года «Храм общими усилиями восстанавливается». Добавляю: у истоков движения по восстановлению храма Флора и Лавра в Кумзерском поселении в 1990 году стояла подвижница деятельная, увлеченная, а потому неустанная - Смирнова Нина Николаевна, жительница деревни Угол. К великому сожалению, оставившая нас в 1996 году. Председателем приходского Совета тогда был Михаил Селивёрстович Проворов, его заместитель – Александр Иванович Шадрунов, поныне здравствующие. Именно они с 25-ю членами церковной общины (все имена известны) и сдвинули с Божьей помощью неподъемный, казалось, груз – начала, не побоюсь этого слова, великого дела. Не зря в народе говорится, лиха беда – начало!
Неоценимую помощь в самом начале оказал никому здесь не знакомый мужчина, пожелавший и далее оставаться неизвестным. Причем, кажется, занимающийся совсем не денежным родом деятельности. Но внес значительную сумму на восстановление храма!
Сейчас же основную общественную инициативу в этом достойном деле осуществляет Владимир Николаевич Корнеев, житель деревни Лысовской.
Подталкивать дело, уже идущее, все-таки легче, чем трогать с места. Надо только навалиться как следует… Всем миром!
Василий БЕЛЕННИКОВ