В конце января в Харовском историко-художественном музее начала свою работу традиционная выставка икон «Святые земли Русской».
Сотрудники музея дос- тали из своих запасников бережно хранимые святыни своего района, чудом уцелевшие в годы воинствующего атеизма. Всего 17 предметов XIX-начала XX века.
Эта выставка - прекрасный повод для взрослых повысить свой уровень в познании православной культуры, а для подрастающего поколения такое мероприятие - это введение в традиционную духовную культуру. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений маленького человека с обществом. Это и его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, позитивное эмоциональное состояние… Оно осуществляется, как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является получение знаний о православной культуре в творческих конкурсах и, конечно же, через посещение выставок православной направленности.
Икона – всегда тайна, которую хочется разгадать. Загадочный, полный символов мир иконы становится ближе не только из-за уникальности каждой из них, но и благодаря рассказу о нем сотрудника музея Валерия Скворцова. Слово «икона», как и православие, пришло к нам из Византии и означает «образ».
Жилище православного человека немыслимо без Красного угла – места, где находятся иконы. Откуда же появилась традиция их почитания, какой была первая икона?
Первой христианской иконой был «Нерукотворный Образ Христа» или «Спас Нерукотворный». Существует древняя легенда, которая рассказывает о самой первой иконе, созданной в помощь и утешение людям.
В Малой Азии, в городе Эдессе правил царь по имени Авгарь. Он был очень болен и уже потерял всякую надежду на выздоровление. Однажды до него дошли слухи, что в Иудее живет мудрый человек по имени Иисус, который учит людей, помогает всем несчастным и исцеляет больных. Царь немедленно отправил в Иудею своего слугу с приказом пригласить мудреца в Эдессу, а если Иисус не пойдет к царю, то слуга должен написать и привезти его портрет. Посланец нашел Иисуса, но увидел вокруг него множество народа и понял, что учитель не может уйти от своих учеников. Тогда, как и приказал царь, он начал писать портрет мудреца. Но у него ничего не получалось, хотя он был хорошим художником. Словно некий свет мешал ему разглядеть черты лица Иисуса. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус приблизился к нему, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Обрадованный слуга поспешил с драгоценным полотенцем к царю, который благополучно исцелился.
Позже иконописцы стали буквально воспроизводить светлую ткань полотенца, на котором чудесно отобразился образ Спасителя.
Святой апостол и евангелист Лука – один из учеников Христа – врач по профессии, знал языки, писал книги и искусно рисовал. По преданию он и был первым иконописцем. Издавна художники многих стран считают его своим святым покровителем.
Можно сказать, что каждый образ – это лик Спасителя, Пресвятой Богородицы или какого-либо Святого. Причем их черты были запечатлены прижизненно, что сообщает иконам огромную историческую достоверность.
Первая экспозиция икон в Харовском историко-художественном музее состоялась в январе 2001 года, она всегда приурочивалась к традиционным январским православным праздникам. Выставка носит образовательный характер и сопровождается пояснительным рассказом о том, как читать икону, обращает внимание на символику цвета и отдельных деталей.
Раньше православные люди впитывали эти знания с молоком матери, но сегодня часто они оказываются утраченными. Поэтому открытие такой выставки вызвало искренний и неподдельный интерес.
На выставке представлены изображения святых, написанные красками по дереву, на холсте, на плотной бумаге.
В экспозиции выставки большую роль играют старинные полотенца, которые, как отмечает Галина Петрова, научный сотрудник музея, всегда в домах не только украшали то место, где были иконы, но и служили их оберегом.
Особенно впечатляет икона Святых Петра и Павла. Огромная, с металлическим окладом, который, как гласит надпись, заказали в село Верховажье крестьяне деревни Сидоровская Ильинской волости в 1912 году.
Практически каждая икона имеет свое происхождение и свою, порой не очень понятную историю явления ее человечеству, ее чудодейственные свойства при обращении к ней с молитвами, идущими от чистого сердца…
Да, нам многое дано: видеть, слышать, чувствовать, страдать, сопереживать… Но с тем, что является самым важным для человека, чего мы хотим на данный момент больше всего – мы просим с любовью у Господа. И поэтому нужно относиться с должным уважением к святым образам.
Цель выставки «Святые земли Русской» - показать и раскрыть посетителям то высокохудожественное, может быть иногда труднопонимаемое, но такое высокодуховное содержание древних икон. Главным результатом этого мероприятия, которого хотелось бы достичь организаторам выставки, заключается в усвоении представителями подрастающего поколения вечных ценностей: милосердия, сострадания и стремления к добру. Так как детство – это удивительная страна, и ее впечатления остаются на всю жизнь.
К духовным истокам русской культуры и истории посетители выставки могут приобщиться в течение месяца.
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА