Всем известна пословица: «Хлеб - всему голова», а почему это так, многие из представителей подрастающего поколения даже не задумываются.
Харовский историко-художественный музей разработал интерактивную программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «От зернышка до каравая», где с помощью музейных экспонатов дети познают весь долгий путь превращения зернышка в душистый вкусный хлеб.
Знакомство с традициями и русскими промыслами детей проходит в музее целым циклом мероприятий. И эти занятия построены так, что ребята являются не пассивными слушателями, а активными участниками действа. Так было и на этот раз.
Елена Проворова, сотрудник музея, рассказала о тех обрядах, которые существовали на Руси при выращивании хлеба, чем подчеркнула уважение и любовь русского народа к этому продукту. Непросто было заполучить ароматный каравай на стол. Немало нужно было приложить усилий, чтобы накормить семью: землю вспахать, посеять, вырастить, обработать…
И в современных условиях механизированного производства этот процесс трудоемкий, а уж в те давние времена …
Пахали землю ручным плугом, очень тяжелая была работа. Затем наступала пора сева. Сходив в баню и надев чистые рубахи, выходили мужчины сеять хлеб в мягкую вспаханную землю. Затем ждали всходов и поры созревания хлебов. И тогда в поле выходили женщины. Серпом они жали хлеб. Дети с большим удовольствием рассмотрели это орудие труда и пришли к выводу, что эта работа тоже была не из легких. Последний снопик – «гостенек» – помещали в красный угол избы, где он хранился до Покрова Богородицы. Затем его скармливали по горсточке скотине. Именно с этого обряда «закармливания скотины» начиналось зимнее кормление скота в хлеву.
После жатвы хлебные злаки обмолачивали на овине цепом. Детям было продемонстрировано, как это делается, и они сделали вывод, что много усилий нужно приложить, чтобы отделить зерна от соломы.
А чтобы накормить семью вкусной кашей, нужно зерно перемолоть ручными жерновами. Каждый из школьников попробовал это сделать сам, с удовольствием наблюдая, как сыплется молотое зерно в посуду.
Для получения муки требовались более тяжелые жернова, такие, которые нашли себе место у входа в музей, и крутились они с помощью воды или ветра. Отсюда и пошли названия «ветряная» или «водяная» мельница.
Разные хлебные злаки – разная мука: ржаная, пшеничная, овсяная… И хлеб получался разный по вкусу и цвету.
Перед тем, как замесить тесто, муку просеивали сначала через решето, чтобы отделить крупные частички зерна, а потом через мелкое сито. Тогда мука насыщалась кислородом, и хлеб получался пышным и очень вкусным.
Тесто заквашивали в глиняной квашне – специальной посуде, затем оно замешивалось мутовкой с нечетным количеством прутиков, срезанных под определенным углом. Тесту придавали форму и ставили в печь.
Хлеб на каждый день пекли из ржаной муки, а на праздники – из пшеничной: калачи, баранки, бублики, пироги… Ух, вкуснотища!
-Длинный и трудный путь прошло зернышко, чтобы стать ароматным, вкусным караваем на столе. Поэтому к хлебу нужно относиться очень бережно, так как в него вложен труд многих людей, - подвела итог беседы Елена Анатольевна.
Усевшись дружно за большим столом в зале «Русская изба», дети вспомнили множество пословиц и поговорок о хлебе. А затем сотрудники музея вынули румяный каравай из печи и угостили ребят. У них было такое ощущение, что ничего вкуснее они никогда не ели, а как иначе, ведь они вложили частичку своего труда в этот процесс.
И поэтому это мероприятие запомнится детям надолго, оставаясь основой для формирования уважения к чужому труду, где так наглядно и доступно была показана сущность русской пословицы, что хлеб – это главный продукт на столе у любых народов, который достается большим трудом.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА