В Харовском историко-художественном музее прошло занятие кружка «Истоки». Шестиклассники школы имени Василия Прокатова приняли участие в интерактивной беседе, посвященной празднику народного календаря Покрову Пресвятой Богородицы.
Елена Корепанова, руководитель кружка, познакомила ребят с годовой темой работы – «Образы» и темой первой четверти «Образ России – образ Родины». Русь…
Какой образ вызывает в сознании это слово? Ребята, закрыв глаза, назвали: поле, береза, деревня, роспись, природа… Тема занятия кружка, которое проводилось в музее, называлась «Образ Руси».
Елена Проворова, научный сотрудник музея, акцентировала внимание детей на то, что Русь – это наша Родина, наши истоки, наша деревня, наш народ и его богатая история. И, конечно же, большая череда народных праздников, которые были напрямую взаимосвязаны с жизнью крестьян.
-Сегодня мы будем говорить об одном из самых больших праздников народного календаря – Покрове Пресвятой Богородицы, - подчеркнула Елена Анатольевна.
У этого праздника давнее прошлое, а на Руси его стали отмечать в 12-м веке со времен правления князя Андрея Боголюбского. Для крестьян этот день был переходным из осени в зиму. К этому времени должны были быть закончены все сельскохозяйственные работы, прекращался выпас скота на пастбище, утеплен дом мхом или кострицей – отходами льна: «Покров батюшка, покрой избу теплом, а хозяина с хозяюшкой добром».
Сохранились до наших дней многочисленные приметы, связанные с этим праздником: белка линяет, медведь ложится в берлогу, пчелы засыпают, улетают журавли, утки и гуси. Если лист с березы упадет к Покрову чисто, то это к мягкой зиме, а если лист останется на ветках частично, то зима будет морозной и затяжной…
Именно с Покрова начиналось у молодежи самое веселое время. «Откупали» избы, чаще всего у бабушек, где проходили молодежные «посиделки» с рукоделием, песнями да плясками, где выбирали себе пару по душе и сердцу. Умели люди работать, умели и веселиться от души, сочетали работу с играми и забавами.
Вот и во время занятия пришел момент забав и веселья.Школьники с удовольствием разгадывали значения диалектных слов: балаболка, ботаться, волочиться, зобенька, ноне, лонись… А с каким задором включились они в народные игры: «Калечина, малечина», «Ремешок»…
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов – одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. И эта задача решается на подобных занятиях, которые создают особую среду для формирования общих интересов и совместной деятельности взрослых и детей, для формирования высоких духовных качеств личности, воспитания чувства причастности к своему народу, его истории и культуре.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея Короткова