На уроках русского языка в школе мы изучали все разделы языкознания: фонетику, орфоэпию, графику, лексику, орфографию, морфологию, синтаксис, пунктуацию. В основном говорили о современном состоянии русского языка. Но язык, как любое живое явление, постоянно меняется, отзываясь на изменения в жизни и сознании людей, носителей языка.
Состояние русского языка нашего времени определяется рядом факторов. Резко расширился состав участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются к роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. С конца 80-х годов возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры, в основном через Интернет.
В средствах массовой информации ослаблены цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения. Расширилась сфера спонтанного общения не только личного, но и устного публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные речи. Они говорят.
Меняются ситуации и жанры общения и в области публичной, и в области личной коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.
Свобода и раскрепощенность речевого поведения ведут к росту языковой вариативности (вместо одной допустимой формы языковой единицы оказываются допустимыми разные варианты, например, догово/р и до/говор).
Размышляя о происходящих в современном русском языке явлениях, мы понимаем, что наиболее резко и быстро изменяется лексика языка.
Ученики Пундужской школы провели опрос, чтобы выяснить отношение жителей Разинского поселения к проблемам русского языка. В опросе приняли участие 50 человек, проживающих в различных населенных пунк- тах поселения. Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных неравнодушно к родному языку. Так, на вопрос, актуальна ли для них проблема засорения и изменения русского языка, только 6 человек ответили отрицательно, а 44 указали, что состояние современного русского языка вызывает у них беспокойство.
Среди отрицательных явлений в современном русском языке респонденты отмечали необоснованное распространение молодежного сленга (4 человека), употребление ненормативной лексики всеми слоями населения (12 человек), разнообразные ошибки в СМИ и книгах (2 человека), грубые слова, которые можно услышать с экрана телевизора (2 человека), ошибки в письменной речи (1 человек), произношение слов (7 человек).
На вопрос, употреб- ляете ли в своей речи грубые и нецензурные выражения, «да» ответили 10 человек, «нет» – 14 человек, «иногда» – 26 человек. Если да, то в каких ситуациях? Ответы: в гневе; когда злюсь; когда расстроюсь; в стрессовых ситуациях; когда надоело или не получается что-либо; если по пальцу молотком ударю; в споре.
44 респондента замечает ошибки в речи окружающих, а пытается их исправлять 17 человек, 15 - иногда.
Практически все опрошенные признают, что в их речи есть ошибки (41 человек замечает их всегда, 3 - иногда), но бороться с этим пытаются только 32 человека из числа ответивших. К основным методам исправления ошибок в речи, по мнению респондентов, следует отнести чтение художественной литературы, проверку правильности написания и произношения слов по существующим лексикографическим источникам.
Данные анкетирования показали, что практически у половины опрошенных (28 человек) в жизни были ситуации, когда нужно было срочно узнать написание какого-либо слова. Среди слов, вызвавших затруднение, оказались следующие: бильярд, лояльный, искусство, цилиндр, аккуратность, жилет, режиссер, здесь, можжевельник, корректность, в течение часа, звонит, газопровод, фольклор, шаромыжник, вертеп, водонепроницаемый, в связи с оттепелью, винегрет.
Отвечая на вопрос, есть ли слова в русском языке, значение которых непонятно, 25 человек ответили «да». Респондентов затрудняют в основном иноязычные по происхождению слова: волюнтаризм, концепция, брутальность, рдеть, мадера, макраме, разлатый, вымпел, фракция, тальма, альтернатива, комильфо, стремный.
Проведенный опрос также показал, что жителям Разинского поселения интересны вопросы происхождения их имен и фамилий (38 человек интересовались этим: Павел – маленький, Надежда – этим все сказано, Полина – маленькая, Галина – тишина, Анастасия – воскресшая), а также географических объектов, расположенных на анализируемой территории. Названия, наиболее интересные с точки зрения опрошенных: Апатиты, д.Гора, Пундуга, Максимовская, г.Харовск, Сосновка, Дорогушиха, Совковская, Вологда, Крюково, Подошариха, Грибцовская, Лекалиха, Пухманга, Шуйское.
Вопрос о письмах был задан не случайно, т. к. в настоящее время существенно сократилось количество людей, общающихся с помощью традиционных бумажных или даже электронных писем. По мнению поэтессы-пундужанки Нины Груздевой:
После нас не останется писем,
А душевные связи тонки.
И уносятся в звездные выси
Телефонные наши звонки.
Итак, на вопрос, пишут ли они письма, «да» ответило 24 человека, «нет» – 18 человек, «иногда» – 8 человек. Личные - 5 человек, официальные - 4 человека. Бумажные – 3 человека, электронные – 14 человек.
Обязательно ли использование в СМИ русского литературного языка и соблюдение его норм правописания и произношения? На этот вопрос ответ «да» был у 42-х человек, нет - 5 человек. У 3 человек особое мнение: важно, чтобы народ понимал; это спорный вопрос: если это интервью с человеком из молодежной среды или бабушкой из деревни, то нет; нельзя загрязнять русский язык. Угрожает ли русскому языку внедрение в него в последние годы иноязычных слов и особенно англо-американизмов? На этот вопрос положительно ответили 36 человек, отрицательно – 11 человек, не задумывались – 3 человека. Вот некоторые комментарии: Русский всегда останется русским. Русский язык настолько богат и многогранен, что внедрение иноязычных слов ему не грозит. Возможно, иностранные языки вытеснят русский. У нас много своих хороших слов.
Какие процессы идут в русском языке в настоящее время? Прогресс – считает 7 человек, деградация – мнение 38 человек. Застой или что-то другое – думает 5 человек. Это очень тревожный результат. По мнению одного из респондентов, «исчезает настоящий русский язык. А какой он? Для этого читайте И.А.Бунина». Вот еще высказывания: «Деградация, т. к. в нашей речи много нецензурных выражений и иностранных слов»; «Пополняется новыми словами, но в то же время увеличивается безграмотное написание слов».
Об отношении к русскому языку свидетельствуют ответы на вопрос, есть ли в личной библиотеке словари и справочники по русскому языку. Их имеют всего 15 респондентов. Но у некоторых несколько разных изданий. Опрошенные назвали толковый словарь В.И.Даля, «Современный русский язык» Розенталя, справочники по орфографии.
Мы попросили респондентов сообщить краткие сведения о себе. Возраст - от 15 до 72 лет. Социальное положение разнообразное: учатся в школе или вузе; работают водителем, воспитателем, дояркой, социальным работником, учителем.
Анализируя анкеты, нельзя не согласиться с мнением современных ученых-лингвистов:
1)«Состояние русского языка по итогам ХХ века вызывает тревогу. Кажется, что наряду с депопуляцией страны происходит делексикация ее языка, обеднение словарного запаса. Это бросается в глаза особенно по контрасту с динамичным развитием русского языка в XIX веке и взрывной динамикой ряда европейских и азиатских языков в ХХ веке».
2)«И все-таки многое из того, что мы слышим не только на улице, но и в официальной обстановке, по радио и телевидению, многое, что приходится читать в газетах и на рекламных щитах, слышать и читать противно - из-за грубости, назойливых скабрезных намеков, убогого пустословия, безграмотности и безответственности речи. Однако подобные гадости указывают не на свойства языка, а на свойства людей. “Языковой вкус эпохи” (так называется книга лингвиста В.Г.Костомарова) складывается из вкусов разных слоев общества, разных поколений, его определяют люди с разными характерами и темпераментами, жизненными ценностями и моралью. Те группы, которые воспринимаются как наиболее престижные, и являются законодателями моды на тип речи, на некоторые особо выразительные или особо бессмысленные слова и обороты.
Все будет хорошо с моралью и языком средств массовой информации, когда богатыми заказчиками текстов станут люди с высоким уровнем культуры и с хорошим вкусом. А также тогда, когда потребителями рекламируемой продукции будут состоятельные культурные люди - в таком случае речь с телеэкрана и с газетных страниц будет ориентирована на них...».
Татьяна РАЗУМОВА, выпускница Пундужской школы
(руководитель Татьяна МАКСИМОВА, учитель русского языка и литературы)
По материалам районной краеведческой конференции «Мир через культуру»