Все родители знают, что дети любят играть, но не все при этом задумываются, в чем воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра - это развлечение, забава. Другие думают, что это средство отвлечения от капризов и шалостей, чтобы свободное время было заполнено делом.
Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, уже оценили ее как одно из важных средств воспитания.
Игра необходима ребенку, она способствует самовыражению. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества, а также качества, необходимые будущим школьникам.
Антон Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Наш детский сад – это маленький островок детей дошкольного возраста. Группы разновозрастные. Положительные стороны таких групп: общение младших со старшими. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо»; учатся быть самостоятельными. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.
Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Мы, воспитатели, должны понимать каждого ребенка (любой возрастной категории), знать его интересы и потребности.
Детям младшего возраста большую радость доставляют спектакли кукольного или теневого театра, показанные старшими товарищами. Совместная деятельность детей разного возраста стимулирует инициативу и самостоятельность, способствует формированию доброжелательных отношений в группе. Общение детей разного возраста несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети, т.к. опыт старших переходит именно к ним. Игры и игровые приемы помогают собрать внимание детей разного возраста, развивают познавательную деятельность детей, формируют дружный играющий творческий коллектив.
Воспитательно-образовательная работа в каждой возрастной группе осуществляется в разных играх: сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных, дидактических, подвижных, режиссерских. Чем разнообразнее игры в группе, тем богаче и интереснее протекает жизнь детей, тем больше возможностей для реализации программных задач и всестороннего развития личности дошкольников.
Основой детской игры является реальная жизнь, экскурсии. После экскурсии в библиотеку дети с желанием готовили формуляры для игры «Библиотека», раскладывали книжки на полочки-стеллажи, выполненные из крупного строителя. Юля выполняла свою роль, как настоящий библиотекарь, советовала, какую книгу лучше выбрать.
В своей группе создаем условия для формирования новых игр, поощряется любое проявление разнообразной игровой активности: «Цирк», «Купейный вагон», «Дорога», «Столовая», в том числе строительство разнообразных сооружений из конструктора.
Младшие дети не отстают от старших. Иногда их действия с игрушками бывают даже необычными, например игра «Батут». Малыши построили сооружение из цветного пластикового строителя и объявили всем, что это «Батут». Маленький кукольный тюфячок положили в середину. Все дети по очереди прыгали и были увлечены игрой, а старшие контролировали и «продавали» билеты. Яркие летние впечатления были отражены в игре.
Периодически некоторые малыши перевоплощаются в «слесаря» и ходят по группе с большим гаечным ключом и слесарными инструментами, а старшие направляют их игру, показывая «неисправности».
Интересно и увлекательно проходят игры у старших дошкольников по литературным произведениям, мультфильмам. В данном случае оберегаю и поддерживаю игры детей одного возраста, имеющие более близкие интересы. «Вернитесь в свое детство, побудьте с нами в нем, и лучшими друзьями мы взрослых назовем». И действительно, когда подключаюсь к деятельности детей по какой-то причине (конфликтная ситуация, помощь ребенку войти в группу сверстников и др.), иногда выручают рассказы событий из собственного детства. В детском саду мы широко используем игры-атрибуты, а также игрушки-заместители, созданные своими руками и руками родителей. Особой популярностью пользуются для изготовления игр картонные коробки (игры «Космос», «Кухня», «Зоопарк», «Макеты с природными зонами»), а также в ход идут пластиковые бутылки («Папины инструменты», «Пылесос»и др.).
Дидактические игры имеют большое значение для развития внимания, памяти, мышления и воображения малыша. Дружно и интересно проходят совместные настольные игры «Лото», «Домино», «Пазлы», логические игры («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы, кубики Никитина, палочки Кюизенера).
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребенок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
Успехов вам, дорогие родители, в воспитании ваших детей!
Елена КУДРЯШОВА, воспитатель МБДОУ «Семигородский детский сад»
Фото из фонда детского сада