Воспитание подрастающего человека путем приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
В детском саду дошкольники знакомятся с различными жанрами детской литературы и в первую очередь - со стихами. Воспитатели берут лучшие образцы русской классической поэзии. Виссарион Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Педагоги детского сада создают атмосферу поэзии в группе, когда поэтическое слово звучит во время образовательной деятельности, на праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.
Стихи привлекают детей миром звуков, ритма, мелодии. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. Педагоги одновременно решают задачу по формированию у детей выразительного чтения. Дети учатся понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.
В нашем детском саду проходят традиционные конкурсы чтецов. В этом году дети заучивали стихи поэтов-вологжан, т.к. тема конкурса «Вологодские поэты - детям». Отборочные этапы конкурса прошли во всех возрастных группах, на них определились лучшие чтецы для участия в завершающем мероприятии. Строгому, но справедливому жюри предстояло очень сложное и ответственное дело – выбрать самых лучших. Оценивать наших участников были приглашены мудрые и справедливые взрослые: Надежда Коробова – «Отличник народного образования», ветеран педагогического труда; Марина Плетюгина – учитель начальных классов; Ирина Харак – заведующая детским отделом районной библиотеки.
Открыла конкурсную программу и первую страницу «Поэтической книги» самая маленькая участница – Диана Тихомирова, воспитанница второй группы раннего возраста, стихами Татьяны Петуховой.
У вологодской поэтессы много стихов о природе. Глазами детей она наблюдает за окружающим миром, в котором так много неизведанного. В ее стихах присутствуют элементы сказочности. Вместе с любимым автором дети беседуют с паучком в стихотворении «Лесные кружева», восхищаются его домиком из серебряных нитей, знакомятся с кузнечиками, учатся видеть красоту природы.
Дети младшей группы продолжили знакомство со стихами Татьяны Петуховой и выступили с ними на конкурсе. Самые лучшие заняли призовые места в своей возрастной группе: Даша Петухова со стихотворением «Зайкино письмо», Эвелина Бурцева - «Прятки», Ваня Галунков - «Про кузнечика».
Стихи детской поэтессы близки и детям постарше, поэтому и в средней группе дети с удовольствием учили ее стихи. В их исполнении также прозвучали стихи Николая Рубцова. Победителями стали: Юля Тельтевская, Вика Волохова, Юля Чешилова.
Детей старшей группы стихи Татьяны Петуховой настраивают на волны добра и доброго отношения к людям, природе, состраданию. Победителями в старшей группе стали: Юля Зимина, Соня Черняева, Настя Гусева.
Пятую страницу нашей «Поэтической книги» открыли дети подготовительной группы стихами Александра Яшина, Николая Рубцова, Капиталины Большаковой, Валентины Крюковой.
Родной север, вологодские леса, реки, сказки да былины, которые слушали авторы в детстве с замиранием сердца, – все это вошло в стихи. В их произведениях удивительное чувство родства с жизнью природы – со зверями и птицами, деревьями и травами, небом и землей. Они надеялись, что их произведения помогут всем нам осознать, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы будем лучше понимать друг друга. Понимать, что за добро расплачиваться нужно добром, а за любовь – любовью. Победителями в подготовительной к школе группе стали: Саша Тихомиров, Лева Емельянов, Ульяна Кустикова.
Все дети - участники конкурса получили в награду дипломы и сладкие призы.
Книги писателей-земляков формируют у нас чувство гордости за Родину, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут наши дети, откуда прокладываются наши первые тропинки в большую жизнь, учат любить родную природу. Учат не только детей, но и взрослых, призывают нас быть счастливыми и уверенными в завтрашнем дне, потому что возвращают в детство.
Екатерина КОНОВАЛОВА, учитель-логопед, Любовь МИРОЛЮБОВА, старший воспитатель д/с № 4
Фото из фонда детского сада