12 июня 2000 года у нашего земляка, солдата срочной службы, матроса Ильи Налётова был значимый в жизни день: во время плавания (на вторые сутки) на стометровой глубине его посвятили в подводники.
Свидетельство подводника Ильи, подписанное командиром войсковой части, капитаном первого ранга Геннадием Лячиным, было вручено на борту субмарины и гласило: «Навсегда запомним этот день, место ему в одном ряду с самыми волнующими, значительными событиями в твоей жизни. Сегодня ты торжественно посвящаешься в подводники и обязан с честью пронести это почетное звание через все преграды и испытания. Гордись! Отныне ты принадлежишь к племени несгибаемых, стойких и отважных, дерзких и находчивых моряков Краснознаменного Северного флота. Подводник! Пути-дороги твои - на меридианах мужества». Эти слова были доказаны делом. До трагедии оставалось ровно 2 месяца…
12 августа 2000 года помнят все: в ходе учений в Баренцевом море была потеряна связь с атомным подводным ракетным крейсером К-141 «Курск».
На его борту находились 118 человек – штатный экипаж, группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода «Дагдизель». Поиски подлодки начались через несколько часов после ее молчания.
«Курск» нашли лежащим на дне только на следующий день. Он находился на глубине 108 метров. Подводные аппараты не смогли пристыковаться к АПЛ.
19 августа к операции присоединились норвежские суда SeawayEagle и NormandPioneer с британским спасательным аппаратом.
21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли. Это было страшно, черное пятно Баренцева моря всколыхнуло всю страну: погибли отважные капитаны, опытные моряки, юные солдаты, пришедшие служить сразу после школы.
За этими сухими фактами стоят материнская горечь потери, печальная женская доля и мужская скупая слеза. Сколько бы мы не искали ответов на вопросы о причинах трагедии, уже поздно - ребят не вернуть.
26 августа командиру «Курска» Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя России, 117 членов экипажа и находившиеся на субмарине специалисты посмертно награждены Орденами Мужества. Останки 115 погибших были подняты на поверхность. Тела трех человек найти не удалось. В 2002 году подлодка была поднята с морского дна.
Как установило следствие, из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды произошел взрыв в торпедном аппарате номер 4. Затем взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек.
Там, среди этих 23 уцелевших, был и наш Илья. Может быть, судьба давала морякам еще один шанс, только чуда, которого ждал мир, не произошло.
Погибли все, как будто говоря: «Последний в жизни выполнив приказ, всем экипажем мы ушли на небо»…
С тех пор минуло 15 лет. В связи с годовщиной трагедии памятные мероприятия прошли на Северном и Черноморском флотах, в Курске и Санкт-Петербурге.
Утром в Ара-губе в полковом храме святителя Николая митрополит Мурманский и Мончегорский Симон провели Божественную литургию и панихиду по погибшим морякам-подводникам.
Затем в гарнизоне Видяево, откуда ушла в последний рейс подлодка, состоялся митинг.
Их также провели в гарнизонах подводников Северного флота и в Мурманске возле мемориального комплекса «Морякам-подводникам, погибшим в мирное время». В 11:28 мск была объявлена минута молчания. В это же время, когда ровно 15 лет назад раздался первый взрыв на борту АПК, на кораблях флота были приспущены флаги и включены сигналы сирен и тифонов.
Вспоминала моряков и Вологодчина. Трое военнослужащих из области оказались в числе членов экипажа затонувшего атомного крейсера. Все они солдаты срочной службы: Руслан Тряничев, Дмитрий Котков и Илья Налётов. Их вспоминали в Череповце, Вожеге и деревне Ивачино.
Митинг состоялся у могилы подводника. Больно говорить о тех днях, но память делает нас сильнее. Обучающиеся МБОУ «Сорожинская ООШ имени Ильи Налётова» помогли ведущей церемонии, классному руководителю Ильи, провести митинг. Много хороших и нужных слов прозвучало. Ощущение горя и скорби напомнило о ране, которая кровоточила все 15 лет и не зажила, будто трагедия произошла недавно. Значит, помним юношу, храним память о нем. Видимо, в людских сердцах нашлось место для моряков-подводников, спасших нас от ядерной катастрофы.
Вновь Илья ожил в воспоминаниях: вечно молодой девятнадцатилетний парнишка, настоя- щий хозяин, весельчак, своей улыбкой он всегда радовал друзей, был надеждой и опорой для мамы и сестер.
Среди выступающих - Александр Артюшов, председатель территориальной избирательной комиссии Харовского района, а в то время начальник военкомата, отметил, как объединены были горем люди, как соболезнования приходили со всей страны: «Прошло 15 лет. Мы помним. Вечная память погибшим на боевом посту!»
Настоятель храма преподобного Серафима Саровского отец Анатолий заметил: «Таких людей, как Илья, называют солью земли. Герои напоминают, что человек должен служить другим. Пример Ильи будет вдохновлять других. Героизм приходит постепенно, когда человек помогает. Людям это не заметно, а Бог видит и радуется. Дай Бог, чтобы память об Илье и других героях вдохновляла нас на хорошие поступки».
С детства знала матроса и Татьяна Ганичева, в своем выступлении Татьяна Владимировна обратилась к погибшему моряку: «Дорогой Илья! Мы скорбим. Нам больно, но мы гордимся тобой. Говорят, что моряки не умирают, они продолжают службу». Также она напомнила, что команда экипажа крейсера считалась лучшей.
Воспоминаниями о подводнике и трагедии поделились заместитель главы администрации района Светлана Налиухина, учителя.
За 15 лет семья Ильи стала гораздо больше, многие пришли в этот день на могилу моряка. Мама матроса Людмила Васильевна обзавелась пятью внуками, среди которых Женя – сын Ильи, родившийся в год трагедии. Еще один внук - Егор, племянник Ильи, ему 11 лет, но он уже мечтает о море, посещает МОУ ДОД «Детский морской центр «Меридиан». В этом году памятные мероприятия на Северном флоте Людмила Васильевна посетила вместе с Егором. Так легче, когда горе общее, когда память становится ниточкой между прошлым и будущим. Слова признательности за сына, как и слова соболезнования, вновь звучали в адрес этой сильной женщины.
Минутой молчания почтили память моряков. Эта память светла, она живет в душах земляков, соотечественников.
Несколько лет назад ученица Сорожинской школы Анна Бурлова в своем сочинении написала: «Наверное, Илья хотел бы, чтобы мы стали хоть чуточку дорожить окружающими, чтобы сумели создать вокруг себя мир интересный, важный для всех в нем живущих людей, чтобы мы чаще радовались приветливому солнцу, вдыхали и наслаждались бодростью утренней свежести, утопали в бездонной голубизне неба - то есть чувствовали жизнь… Пока бьются наши сердца, память об Илье будет жить».
Наш Илья мужественно встретил смерть на боевом посту, выполняя свой долг перед Родиной.
Ольга КРАСНОВА
Фото автора