Под стук колес поезда, когда за окном еле различимы силуэты домов и деревьев, и у пассажиров нет возможности любоваться красивыми пейзажами, обстановка в купе располагает к общению.
В купе включают свет, мы пьем чай и потихоньку начинаем разговаривать. Скоро выяснилось, что один попутчик оказался моим земляком, и он рассказал интересную историю, произошедшую с ним. Володя, так звали попутчика, в 80-х годах жил и работал в Харовске. Спиртное тогда в нашем городе было по талонам, а у него день рождения скоро. И не просто день рождения, а юбилей, круглая дата. «Как тут насухую?» - говорит Володя.
Получил зарплату и отправился за увеселительными напитками в город Ярославль. С пустыми руками оттуда ещё никто не возвращался. Володя взял билет и в отличном настроении поехал к своей мечте: купить целый рюкзак водки и отметить юбилей на широкую ногу.
Под монотонный стук колес и легкое покачивание он иногда засыпал ненадолго, и ему снился один и тот же сон, как он с полным рюкзаком веселый и радостный возвращается домой, и его с распростертыми объятиями встречают друзья.
Очнувшись и выглянув в окно, он увидел приближающийся вокзал. Это означало приближение его заветной мечты. В Ярославль Володя приехал первый раз, куда и в какую сторону идти он не знал. Но, как говорят, язык до Киева доведет. Ему показали, в каком направлении идти и как найти заветный магазин. Сказали: «Издалека увидишь, там очередь такая большая, что люди на улице стоят». Володя взбодрился и прибавил шагу. Про себя подумал: «Как мне повезло, как быстро все отыскал». Он занял очередь и с нетерпением ожидал, когда же подойдет к заветному прилавку. Когда цель была уже видна и так близка, продавец громким голосом объявила: «Водка кончилась!» У Володи помутнело в голове, ноги чуть не подкосились.
Мужики, знающие, где торгуют еще заветным товаром, быстро разбежались. Пока Володя уточнял, куда идти и где искать новый магазин, время неумолимо бежало вперед.
В другом магазине его ждал тот же сценарий. Он уехал уже далеко от вокзала, побывал во многих магазинах, но безрезультатно. Володя приуныл и рисовал в голове менее радостную картину, как с пустым рюкзаком сходит он на харовский перрон.
Не теряя надежды, еще раз спрашивает: «Где можно купить спиртное?» Магазин оказался на самой окраине города. Это была его последняя надежда, так как скоро все магазины закроются, а ему пора на вокзал. В магазине очереди не было, а на витрине его заветный, долгожданный товар, только в чекушках. Он повеселел, но тут же вспомнил, что сегодня ничего не ел и очень замерз. На дворе поздняя осень, ноябрь. Володя протягивает рюкзак со словами: «Мне полный!». Продавщица изумленно поглядела на покупателя. Володя ответил, что деньги у него есть. Продавщица покачала головой и ответила, что водка осталась только на витрине. Ну, нечего делать, давай хоть с витрины. А про себя подумал: «Вот уйду за магазин, выпью с горя, а там, будь что будет».
Весь в растерянных чувствах, чуть ли не со слезами на глазах, вышел на улицу и остановился. Что делать, выпить или отвезти домой? У него был такой удручающий вид, что к нему подошел пожилой мужчина с сумкой через плечо в рабочей одежде, спросив в чем дело. Володя рассказал о всех своих похождениях и добавил: «А сам я из Харовска». Мужик улыбнулся, похлопал его по плечу и сказал: «Раз из Харовска, я тебе помогу, давай деньги и рюкзак». Володя остался ждать на улице, время шло, а мужчины с товаром не было. Он заволновался и зашел в магазин поинтересоваться, заходил ли к ним его знакомый. Ему ответили: «Не видели».
На улице уже темнело, денег в кармане не было. Чекушки тоже остались в рюкзаке, так что даже с горя не выпьешь. Володя ругал себя за доверчивость, прокручивал разные ситуации, как добраться домой, а внутри еще теплилась надежда, что не мог этот добродушный человек его обмануть. И вот рука коснулась его плеча. «Что, думал, сбежал? До поезда есть у тебя еще время, пойдем ко мне, перекусим, посидим, поговорим» - и протянул полный рюкзак.
Володя согласился, он очень устал от всех этих переживаний, но про себя подумал: «Куда пойдем, кругом ветхие бараки, окраина города». Впереди показался кирпичный забор, а за ним 2-этажный особняк. Он протянул мне руку, представился – Михаил. «Вот мы и пришли», - сказал. В доме встретила жена Михаила, которую он попросил накрыть на стол. А сам отправился в ванну и предстал перед Володей другим человеком, интеллигентно одетым и в галстуке. Володя решил отблагодарить хозяев, выставить свою чекушку. Но хозяин не разрешил, достал из бара бутылку, какую гость еще не видал. Они пили чай, замечательное вино и вели разговор.
-Почему вы мне помогли?
-Просто у меня к Харовску особое отношение.
-А чем он это заслужил?
-Раньше я занимал большие должности, объехал все здравницы СССР, а в вашем доме отдыха «Харовский» мне удалось побывать только один раз, это был лучший отдых в моей жизни. Это райский уголок вдали от города.
И во время беседы Михаил часто с восхищением возвращался к этой теме: «Какой воздух, а какой бор, река и замечательные люди!»
Дом отдыха «Харовский» был известен далеко за пределами нашей области. Люди, отдыхавшие здесь, с теплом и любовью отзывались о нем. Он был своего рода визитной карточкой нашего города.
Если бы не встреча Володи с человеком, отдыхавшим в Доме отдыха «Харовский» и сохранившим о нем самые теплые воспоминания, вернулся бы мой попутчик домой с пустым вещмешком и испорченным настроением…
Антонина БРЫЗГАЛОВА