В осенние каникулы ребята из «Лидер-клуба», что работает в Харовском центре дополнительного образования, со своим руководителем Светланой Шенгелия и помощницей руководителя Юлией Сахаровой побывали на увлекательнейшей экскурсии в городе Череповце.
Комфортабельный автобус «Мерседес» вместе с профессиональным гидом ждали наших экскурсантов в Вологде. Как только ребята удобно разместились в креслах, сразу же началась экскурсия.
Чего скрывать, живя недалеко от областного центра, мало кто из детей знает его достопримечательности. И дальше по пути следования экскурсовод знакомила их с интересными объектами, как природными, так и созданными руками человека.
Время следования до Череповца, таким образом, пролетело незаметно и, несомненно, с пользой.
И вот самый крупный индустриальный город нашей области встретил ребят огромными дымящими трубами и суетливым движением транспортного потока по широким проспектам. И пока автобус следовал до первого пункта экскурсии, гид рассказывала об объектах промышленного города, это было интересно, так как большинство ребят в Череповце не были ни разу.
Наконец, автобус подъехал к «Музею металлургической промышленности», первому в России комплексу, где представлены уникальные экспонаты на металлургическую тематику. Этот музей – информационный центр, в котором экспозиции спроектированы с использованием современных технологий, рассказывающих об истории развития металлургического комплекса. Тематические залы оснащены интерактивными экранами, электронными стендами, аудиовизуальными постановками (инсталляциями), которые созданы на основе уникальных фото – и видеоархивов.
Стеклянный с подсветкой пол продемонстрировал ребятам процесс образования в природе железной руды – основного сырья металлургии, а «чудо-зеркало» одним взмахом руки ребенка одевало его в костюм сталевара. Стоило детям потереть кисточкой по стенду, и весь сложный химико-физический процесс изготовления стали «как на ладони»…
И так - во всех восьми огромных залах музея, точнее, инновационно-образовательной площадки, где в доступной игровой форме представлены сложнейшие процессы металлургической отрасли. А в заключение – зал «Знаешь ли ты?», где дети искали подсказки на поставленные вопросы на сказочной поляне. А еще у них взяли первое в жизни интервью. Ну как тут не почувствовать себя «героем дня»! Это посещение суперсовременного музея действительно глубоко впечатлило ребят.
Поездка в усадьбу Гальских с обзорной экскурсией по старинному особняку – второй пункт экскурсии. Дети посетили все комнаты огромного дома: кабинет хозяина, зал для приема гостей, дамскую и детскую комнаты. Особый интерес вызвал будуар, где находится женская одежда и необходимые предметы дамского обихода того времени. Внимание ребят привлек малюсенький блокнотик в металлической оправе и такой же карандашик. «Что тут можно записать?», - удивлялись ребята, но это была необходимая вещь на балу. Так как в то время на приемах было 16 обязательных танцев. И дамы записывали своих кавалеров, например, таким образом: «Танец – мазурка №4 - Петров, или танец – вальс №11 – Орлов» и т.д.
Дом Гальских стоит на берегу реки Шексны, среди огромных вековых лип. Очень красиво и романтично!
И, конечно, самым желаемым было посещение аквапарка «Радужный», так как предвкушение летней забавы – купания переполняло ребят. Большое стеклянное здание манило к себе яркими огнями, приглашая с морозной улицы в жаркое лето.Долгожданный аквапарк оказался очень красочным и позитивным.
В здании на стендах размещено много полезной информации, много указателей, так что если кто-то и захотел заблудиться, то для этого ему потребовалось бы очень сильно потрудиться.
Ребята с огромным удовольствием катались с водных горок, побывали в джакузи и грелись в сауне. Чистая, прозрачная и теплая водичка доставила среди холодного времени года не только порцию безграничного удовольствия, но и, без всякого сомнения, принесла пользу детям в плане укрепления здоровья. Это просто был праздник души и тела детей в зимнее время!
Уставшие, но счастливые ребята приехали в родной город поздно вечером с массой позитивных эмоций и багажом полученных знаний от этой удивительной поездки.
Да, действительно, экскурсия – один из видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, но в то же время одна из очень трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Во время экскурсии создаются не только благоприятные условия для восприятия детьми чего-то нового, но и формируются внутренние этические нормы поведения, зарождается своеобразный «контролер» действий, поступков, мыслей ребенка.
На занятии «Лидер-клуба» руководитель попросила детей оценить свое поведение по пятибалльной шкале и далее обосновать свою оценку. Большинство ребят оценили себя адекватно. Не нужно говорить, что очень важно, чтобы знание норм поведения детей не расходились с их реализацией на практике. Эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение правильного социального поведения. А эффективным путем закрепления полученных знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процесс восприятия. А положительных эмоций в этой поездке было предостаточно, значит, эта экскурсия, продуманная педагогами до мелочей, действительно стала познавательным, поучительным, целесообразным и эффективным средством обучения и воспитания.
Татьяна КУЗНЕЦОВА