Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

«Я возвращаю добро землякам!»

1 августа 2017 - Редакция
Да, не обучения, а именно воспитания. Максим Горький писал: «Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».
 
Именно о системе воспитания подрастающего поколения зашел разговор с нашим известным земляком, одним из ведущих специалистов по строительству гражданских и военных объектов, педагогом, писателем, человеком, искренне любящим свою малую родину Александром Букаревым.
 
Его смело можно назвать человеком-энтузиастом, которому присуще вдохновение при осуществлении своей давней мечты – создание музея детского дома в селе Ивачино. 
 
Александр Александрович, борясь с бытовыми неудобствами, распутицей или снежными заносами, препонами чиновников, с каждым годом приближается к реализации своей мечты. Он воодушевленный человек, получающий колоссальное удовольствие от своих трудов: восстановления детского дома и продвижения уникальной системы воспитания детей, созданной Милицей Львовой, директором детского дома села Ивачино.
 
…Трудное послевоенное время. Много обездоленных детей, у которых война отняла детство, отняла родителей. И они, скитающиеся по руинам городов и пепелищам деревень, оставленным кровопролитными боями страшной войны, нашли приют в детских домах.
 
Александра Александровича Букарева, уроженца деревни Хвостихи Харовского района, тоже не обошли стороной лишения военных лет. В возрасте 4-х лет он попал в детский дом села Ивачино Вологодской губернии. Основы воспитания, которые получили дети в этом сельском детском доме, не позволили им затеряться в круговороте послевоенных лет, годах хрущевской «оттепели» или «лихих 90-х».
 
Почему? Потому что в этом детском доме Милицей Михайловной Львовой была создана уникальная система воспитания детей через детское самоуправление. Положительные черты  характера, основные понятия моральных принципов: честь, совесть, патриотизм были заложены в каждого воспитанника таким образом, что ребенок с детских лет пронес их через всю свою жизнь.
 
Беседуя с Александром Александровичем, слушая рассказ о его длинной и непростой жизни, невольно ловишь себя на мысли, что он рассказывает не о себе, а о людях, с которыми ему пришлось столкнуться на длинном жизненном пути. 
-Когда у меня появилось свободное время, я проанализировал свои поступки в той или иной жизненной ситуации. Почему я поступал так, а не иначе? Что лежало в основе моих действий, принятых решений, умения доводить начатое до конца? - рассуждал Александр Букарев. -Ни у кого из моих ровесников не было такого взгляда на жизнь, как у меня…
 
Эта уникальная система воспитания через детское самоуправление, которая позволила жить человеку в ладу с самим собой, жить по чести и совести, была проведена у автора красной нитью через несколько автобиографических книг.
В возрасте 11 лет он поступил в Суворовское военное училище, далее Ленинградское высшее инженерно-техническое училище, а затем молодым офицером попал на строительство секретного объекта – космодрома Байконур. Об этом этапе своей жизни он написал книгу «Строитель космодрома».
 
«Совет молодых офицеров» - так называлась одна из глав этой книги.
 
-В армии ни о каком самоуправлении речи не идет, а здесь - «Совет офицеров»… Почему я так его назвал? Это было интуитивно. Степь, жара, полное отсутствие бытовых благ… В свободное время офицеры занимались тем, что было доступно на тот момент, а меня почему-то тянуло к знаниям. Я познакомился с полковником, начальником планового отдела, который делал поправки на погодные условия при оценивании стоимости строительства. Мы стали заниматься этим вместе, а затем создали совет молодых офицеров, инициатором и председателем был я. Просто чувствовал необходимость при строительстве объекта этого союза. Работать стало легче. Когда проводили конкурс среди офицеров по проектированию строительной площадки, то у одного их них проект был лучше, чем у меня, тогда я написал рапорт, и этого талантливого молодого офицера пригласили работать в Москву. Это был единственный строитель космодрома, который остался жить в Москве. Почему я сделал это? Просто хотелось помочь одаренному человеку выбраться из каждодневной строительной рутины, применить свои инженерные способности и в другом направлении работы, на благо многих людей.
Когда приехал в Москву, то мне не было равных по знаниям в планировании строительства. Потому что, благодаря тому полковнику, я обогатился реальными знаниями в этом вопросе. Инженеры проектных институтов, которые были в то время в Москве, такими знаниями не обладали.
 
Далее были просто фантастические вещи. Меня перевели в Москву, где я стал командиром воинской части. Понятно, что моим подчиненным – офицерам, прапорщикам, солдатам – хотелось посмотреть столицу, а еще увезти со службы багаж знаний, полученных не где-нибудь, а в Москве. У меня тоже всегда была тяга к познанию чего-то нового. И тогда я в своей военной части создал вечернюю московскую школу. Занятия проходили три раза в неделю. Это было абсолютно не свойственно тому времени. Получить человеку московский диплом – мечта! И я этому способствовал, как мог!
 
Я интуитивно чувствовал, что нужно окружающим меня людям. Но эта интуиция была развита не в Суворовском училище, не в высшем военном инженерном училище, а в стенах родного детского дома, где я воспитывался 7 лет. Это я понял тогда, когда осознал, что не вязалось как-то с жизнью то, чему меня готовили в училищах, и что было на службе. 
 
Тогда я понял, что воспитание, полученное в детском доме, глубинно повлияло на мое мировоззрение.
 
Еще один пример из моей командирской карьеры. У меня всегда была внутренняя потребность подбирать себе в часть опытных офицеров-медиков, которые правильно ставили диагнозы и благодаря им были сохранены жизни многим солдатам «срочникам». А еще в своей части мы создали комиссию для отбора солдат в наши строительные войска. Цель ее – собрание информации о солдате: знакомство с родителями, посещение детского сада, в который он ходил, адаптация к новым условиям воинского быта, анализ его санитарной книжки… Это делалось для того, чтобы солдату было комфортно служить, а иногда приходилось по полученной новой информации и комиссовать. Таких случаев было много.
 
Я решал вопросы, касающиеся конкретных людей и их личных проблем, хотя это не было моей задачей, как командира. Этим должны были заниматься специальные люди, которые порой по халатности этого не делали или просто не хотели этим заниматься.
 
Я видел за подчиненным человека: сына, брата, мужа… И этот чисто человеческий подход к людям тоже имеет корни из детства!
 
Служба шла хорошо. Добился всего, чего хотел. Все есть, жена, дети – довольны. У меня было положение, как у садовника, который вырастил хороший сад. Вроде бы, собирай урожай и живи спокойно, но…
 
Я понимал, что в тяжелые годы послевоенной разрухи страна сделала для меня очень много: дала не одно образование, поставила на ноги… 
 
Вся жизнь пронизана тем, что в основе моего воспитания были лучшие человеческие качества, заложенные гениальным педагогом Милицей Львовой, директором детского дома. Шагая по карьерной лестнице, я не упивался своими успехами, а достигая определенных высот, видел рядом с собой людей и старался им помогать в меру своих сил и возможностей. Почему?
 
Да потому, что в силу своего воспитания понимал, что в трудные для родины времена мне государство, как воспитаннику детского дома, дало все: питание, обучение, воспитание, отнимая порой у детей колхозников, чьи отцы погибли на вой-не, а матери трудились на полях ради куска хлеба. И когда я стал об этом задумываться, то понял, что пришло время отдать долги. Прежде всего, являясь командиром, в своих подчиненных я видел детей, за счет родителей которых я обучался. Поэтому я всегда становился на защиту их прав, это было на подсознательном уровне – отдать долг тем, кто недоедал и недопивал, давая мне «путевку в жизнь». 
 
За всю жизнь, строя трудовую карьеру, я не научился «переступать» через людей, жил со своей совестью в ладу и знал, что для последующих поколений я должен сделать еще одно дело – создать музей детского дома в селе Ивачино, который является родиной детского самоуправления, не имеющего аналогов в отечественной истории педагогики.
 
С большим трудом я начал его строить. Выкупил землю, занялся восстановлением здания, которое было построено в 1870 году. Разыскал архив детского дома, который сохранил сын Милици Михайловны – Марк Щукин. Читая записи, снова погрузился в атмосферу голодного, но такого чудесного периода жизни человека – детства. 
 
Чего ради мне бы возиться с этими записями? Сдал бы архив в Педагогический музей А.С.Макаренко в Москве и стал бы его посещать, вспоминать детские годы… А я благодаря тому, что с моей точки зрения и с точки зрения здравого смысла (и мне об этом говорили не раз), получил ненормальное воспитание, и это накладывает отпечаток на все мои поступки и действия в течение всей жизни,  решил воссоздать музей детского дома, потому что обязан всему, чего добился в жизни, именно ему и Милице Михайловне!
 
Архив представлял рукописные бумаги, написанные детскими руками. Приехав в Москву, посмотрел их и был поражен той системой воспитания, которая была в детском доме. Этот архив произвел на меня глубочайшее впечатление. Система воспитания детей путем самоуправления была просто гениальна. Я считаю Милицу Михайловну педагогом с мировым именем. Ее нельзя сравнивать с Макаренко, так как у них были разные виды деятельности. У Антона Семеновича много последователей, но такая воспитательная система, которая была выстроена в Ивачинском детском доме, не имеет аналогов.
 
В чем уникальность системы воспитания? В процесс детского самоуправления вмешательство взрослых было сведено к минимуму. Дети сами выбирали управляющих – «Детский совет», создали пять комиссий: хозяйственную, учебную, санитарную, культмассовую, редакционную коллегию. Была создана вертикаль власти «снизу вверх». Все инициативы по укладу жизни в детском доме шли от детей. Директор не командовала ни детским советом, ни комиссиями. Спорные вопросы между воспитанниками разрешала специальная «конфликтная группа»…
 
Я написал книгу «Самоуправление в детском доме», где документально описал опыт воспитания и образования детей. 
 
«Это ценнейшая информация, необходимая для развития и совершенствования оте- чественной педагогической науки», - так написал доктор исторических наук, профессор Московского педагогического университета Сергей Половецкий, руководитель Московского музея образования имени академика Г.А.Ягодина, который заинтересовался необычностью темы книги и сделал оригинальный и профессиональный отзыв о моей книге.
 
Меня не покидала мысль, что я, прожив большую и сложную жизнь, теперь могу объяснить, почему так, а не по-другому я поступал в тех или иных ситуациях.
 
Когда еще печатали эту книгу в типографии, меня пригласил побеседовать о ней руководитель «Ассоциации творческих педагогов России» Владимир Сорокин, известный ученый-педагог в Москве. Он также заинтересовался архивами детского дома и предложил выступить с докладом на сборе творческих педагогов России. При моем выступлении никто не верил, что в России была такая система воспитания. О ней все мечтали, но нигде она не осуществлялась в жизни. А в детском доме, потерявшемся в вологодских лесах, она была!
 
Мне предложили выступить с этой темой на 4-м съезде педагогов России. Впечатление у присутствующих было громадное. Академики Российской академии педагогики были изумлены стройной системой воспитания, выстроенной в детском доме Милицей Михайловной. Это уникальное, совершенно новое явление в педагогике, родиной которого стал детский дом села Ивачино Харовского района Вологодской области!
 
Посетив село Ивачино в первый раз в 2006 году, я столкнулся с недоверием и осторожностью местного населения. Люди думали, что очередной москвич решил поиграть в патриотизм, воссоздав детский дом в лесной «глубинке».
 
Я делаю музей детского дома и продвигаю уникальную систему воспитания подрастающего поколения через систему детского самоуправления, созданную гениальным педагогом Милицей Львовой. От работы по созданию музея и с архивами детского дома я получаю огромное удовольствие. Ведь для меня это все «родом из детства», это мои истоки… Сейчас ко мне совсем другое отношение у жителей села. Люди видят, что я человек слова и дела.
 
Элементы самоуправления внедряются в современную систему образования подрастающего поколения повсеместно, но село Ивачино – это родина системы детского самоуправления! И я хочу, чтобы это село знали не только жители Харовского района, но и жители Вологодской области и России. Я хочу вернуть добро, что давали мне земляки, которые помогли мне стать тем, кем я стал. Хочу, чтобы эта не имеющая аналогов система воспитания не канула в Лету, а изучалась и нашла применение в сфере воспитания подрастающего поколения.
 
Александр Александрович посвящает осуществлению своей мечты практически все свободное время, вкладывая свои средства, знания и умения, как истинный энтузиаст, как человек, который считает, что любое добро возвращается. Ведь недаром великие люди говорят, что мир принадлежит энтузиастам.
 
В древности считалось, что энтузиаст - это тот, кто одержим божеством. Хочется пожелать этому неутомимому, целенаправленному человеку добрых, понимающих людей на его пути к цели и, как говорили на Руси: «Бог в помощь»!
 
Татьяна КУЗНЕЦОВА
 
Фото Андрея КОРОТКОВА

Похожие статьи:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1435 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий
общество культура дети праздник события спорт конкурс школа здоровье люди встреча победа история библиотека выставка соревнования война поздравления музей политика закон ветераны экономика семья воспоминания юбилей акция детсад творчество концерт природа экскурсия детский сад фестиваль образование традиции поэзия пенсионеры проза музыка самоуправление михайловское профилактика сироты мероприятие поздравление лыжи село туризм волейбол открытие экология армия награждение традиция читатель жкх порядок выборы турнир память письмо семигородняя безопасность фото мчс цтнк молодежь василий белов отдых область игра каникулы митинг итоги прокуратура конференция спартакиада сельское хозяйство проект благоустройство сорожино книга деревня проблемы семинар футбол ремонт патриотизм чтения газета интервью губернатор школьники картины ярмарка лето воспитатель правила дополнительное образование