В рамках этого проекта проводится показ фильмов, снятых в разные годы в нашем районе.В очередной раз на встрече зашел разговор о фильме «По 206-й». Этот фильм вышел на экраны Советского Союза в 1990 году. Он снят по одноименной пьесе нашего земляка Василия Белова.
К тому времени уже вышли две экранизации его произведений: «Целуются зори» и «Африканыч». Этими картинами Василий Иванович остался недоволен. Он считал (и вполне справедливо), что киновариант многое не донес до зрителя. Другое дело - фильм «По 206-й». В 80-е годы на сценах многих театров страны шла эта пьеса, имевшая первоначальное название «Сцены из районной жизни». Виталий Кольцов (режиссер-постановщик) и Василий Белов познакомились во время отдыха в Пицунде в 1982 году. «Склонил к написанию сценария Белова я, - признавался Виталий Кольцов читателям «Призыва» в своем интервью. Но сразу приступить к съемкам не удалось: конфликт сценария замешан на пьяной драке. А это, конечно, не всем нравилось. Второй раз вернулись к этому же сценарию в 1984 году, но снова были вынуждены прекратить съемки. И вот спустя пять лет приступили к нему в третий раз».
Съемки осуществлялись кинообъединением «Паритет» на средства Кубанского колхоза «Ленинский путь».
Еще на пути к экрану этот фильм успел вызвать заинтересованность зрителей. Ведь именно в Харовск и район приехала съемочная группа студии «Мосфильм» под руководством режиссера-постановщика Виталия Кольцова, чтобы в родных местах Василия Белова снять фильм по его пьесе. Харовчане внимательно следили за самим процессом съемок, охотно участвовали в создании фильма, помогали группе, чем могли.
Место для натурных съемок было выбрано не случайно. Где снимать фильм, если не на родине именитого писателя? Многие сцены снимались в Вологде и Харовске, так создавался собирательный образ патриархального районного центра.
Сельские сцены, однако, снимались не в Тимонихе, отрезанной тогда от цивилизации бездорожьем, а в ближайшей к Харовску деревне Чертунье. Съемки фильма проходили летом 1989 года, внимание всех местных жителей было приковано к этому необычному зрелищу. Еще бы! Ведь вся страна сможет увидеть на экранах их деревню, их жизнь, их быт! И удивительным казалось то, что московские артисты разговаривают с ними, как со старыми знакомыми, носят такую же как они одежду и стараются говорить, напирая на «о». С удовольствием после съемок угощаются простой деревенской едой – молодой картошкой с солеными огурцами.
Ведущие кинолектория напомнили, кто из известных актеров был занят в фильме: Сергей Гармаш, Павел Кормунин, Евгения Добровольская, Мария Скворцова и другие. Роль корреспондента областной газеты сыграл актер Вологодского драматического театра Вадим Райкин. В эпизодах снимали жителей района и города.
В чем заключается сюжет фильма? Известный комбайнер Костя Смагин попадает за драку в КПЗ. Так получилось, что он стал героем сразу двух газетных публикаций – одной хвалебной статьи на первой полосе в областной газете и фельетона в районной газете. Вышли они одновременно. А в результате получился скандал. Роль главного героя – механизатора Константина Смагина, передовика производства - сыграл народный артист России Сергей Гармаш. Бабушку Секлетинью Кирину – народная артистка России Мария Скворцова.
Перед демонстрацией фильма организаторам кинолектория хотелось вместе со зрителями мысленно вернуться в Харовск 1989 года. В зале присутствовали харовчане, которые сохранили в памяти эпизоды съемок, общались со знаменитыми артистами, сами исполняли эпизодические роли в этом фильме. Всем было интересно услышать их воспоминания.
Событие такого масштаба, как съемки фильма, не обходит стороной редакцию районной газеты. Тесно сотрудничал со съемочной группой Владимир Изосимов, к сожалению, его уже нет в живых.
Также работу съемочной группы освещала корреспондент районной газеты «Призыв» Надежда Кузнецова. Она тесно общалась с Евгенией Добровольской, которая очень интересовалась профессией журналиста, это нужно было для роли. Вели задушевные беседы. Ведущие кинолектория зачитали отрывок из ее статьи: «Немного рассказать о себе я попросила исполнительницу главной роли Евгению Добровольскую:
-Здесь, на съемках, собрались актеры разных театров и студий. Я и исполнитель главной мужской роли Александр Воробьев работаем сейчас в театре Олега Табакова. Мне 24 года. Окончила ГИТИС. Фильм «По 206-й» для меня не первый. Снималась в таких фильмах как «Клетка для канареек», «Пока не выпал снег», «Моонзунд».
-Что для вас интереснее – сниматься в кино или играть в театре?
-Театр, конечно же, главное. Там можно выложиться, успеть пережить все то, что переживает твой герой, как свое собственное, с самого начала. Кино же снимается отрывками, сценами, часто с перескоками. И потом, в театре ты – единственная хозяйка своей роли, в кино же почти все зависит от режиссера.
В этом же материале рассказала о съемках директор картины Галина Соколова:
-Условия работы для артистов более или менее удалось организовать. Я думаю, что особое радушие, которое выразилось в готовности оказать помощь любого характера – от обеспечения жильем и машинами до освобождения жителями собственных домов под съемки - оказывается нам еще и потому, что фильм снимается по сценарию вашего земляка Василия Белова, который, как мне показалось, пользуется у вас уважением и любовью.
Основные съемки в городе проходили в районном отделении милиции, начальником которого в то время был Алексей Козырев. Александр Чистяков исполнял в фильме эпизодическую роль. Очевидцем киносъемок также был Сергей Жуков. Когда шли съемки, он обеспечивал безопасность движения транспорта по улице Ленина около отдела милиции.
Для съемок кинофильма в деревне Чертунье были предоставлены дома местных жителей. В 2009 году, в год 20-летия выхода фильма на большой экран, в районной газете «Призыв» вышла статья «Однажды двадцать лет спустя» (автор Татьяна Смирнова).
У зрителей кинолектория была уникальная возможность снова побывать в далеких 90-х годах.
Интересно и волнительно увидеть, как истолковал сценарий Василия Белова Виталий Кольцов, как запечатлели скромную северную красоту нашей земли отличные операторы Сергей Вронский и Всеволод Симаков, как удалось найти звуковой образ севера талантливому композитору Кириллу Волкову.
Как заметили харовчане, с каждым просмотром фильм открывается по-новому. Возможно, после очередного просмотра зрители заметили еще какие-то моменты фильма, ведь спустя время мы видим больше мелочей, деталей – как одевались в те года, какие дома (запечатленные в фильме) уже не сохранились, от того нам еще дороже эти кадры.
А чем старше зритель, тем более мудрым взглядом смотрит на взаимоотношения героев фильма, оценивая их слова и поступки, как неосторожное слово, действие могут привести к ссоре, к конфликту и более сложным последствиям.
Этот фильм заставляет задуматься о самом дорогом, что мы должны в своей жизни – своими добрыми взаимоотношениями с людьми, родственниками.
Подготовила Галина ИВАШУТИНА
Фото Дениса ИВАШУТИНА