В Харовском историко-художественном музее проходит цикл мероприятий, посвященный приобщению детей дошкольного возраста к художественному изображению действительности и к культурному наследию края.
В начале апреля отмечался Международный день птиц, и именно этому событию было посвящено мероприятие, в котором приняли участие дети дошкольных учреждений.
Включение личности ребенка в процесс освоения художественной культуры плодотворно в любом возрасте, но наиболее ярко и глубоко остаются впечатления в дошкольном детстве, так как в этот период эмоционально, конкретно и целостно, непосредственно и образно художественное восприятие ребенка.
Мероприятие началось в выставочном зале, где размещалась выставка живописи местных художников «Пробуждение».
Елена Проворова, научный сотрудник музея, рассказала детям о художниках и о картинах выставки. Выяснили, почему выставка имеет название «Пробуждение», используя изображения весенних пейзажей, вспомнили приметы весны, первоцветы растений и ощущения, которые приносит это время года.
На первый взгляд кажется, что это просто беседа с детьми в зале, где находятся картины, но на самом деле посещение музея, где выставлена экспозиция картин, оказывает на детей глубокое воздействие. Встреча с художественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, воспитывает художественный вкус.
Дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, поэтому современное искусство, живопись дают большой простор фантазии, вызывают у детей любопытство. Даже самые неожиданные изображения могут пробудить и заставить работать детское воображение.
Секрет успешного начала – приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению, которое затем выплеснется на творческих занятиях по рисованию, аппликации, лепке…
Переход из выставочного зала, где расположились живописные полотна, в зал природы сопровождался рассказом о вестниках весны – перелетных птицах. Обновленная витрина с представителями пернатой фауны сразу же завоевала внимание детей, а интересные факты из жизни лесных птиц, приведенные Еленой Анатольевной, вызвали неподдельный интерес у маленьких «почемучек».
Особенно важным моментом мероприятия была работа со стендом «Редкие и охраняемые птицы нашего края». Почему некоторые виды птиц стали относиться к разряду редких? Что нужно делать, чтобы такие птицы вообще не исчезли? И на другие вопросы ведущей ребята пытались дать развернутый ответ.
А в конце мероприятия - веселые загадки о птицах, которые с большим удовольствием быстро отгадали ребята.
Дети, посещавшие не один раз это учреждение культуры, знают, что такое музей и правила поведения в нем, эмоционально реагируют на произведения искусства, старинный русский быт, утварь или другие экспонаты выставок. А педагоги, ведущие детей в музей, решают следующие задачи: введение ребенка в мир искусства, развитие его художественной культуры в условиях социокультурной среды музея, способствование формирования «образа музея», как собрание предметов красоты культурно-исторического значения, а также содействование возникновению эмоционального отклика при восприятии прекрасного и развитие художественного восприятия и образного мышления. Все это способствует полноценному эстетическому развитию детей.
И как знать, может, именно на одном из таких мероприятий, проводимых в стенах музея, упадет зерно тяги к прекрасному на благодатную почву детской души и через определенное время появятся на харовской земле новые таланты, которые напишут свои великолепные картины, или ученые - биологи, которые будут изучать природу своей малой родины, или известные археологи, историки, этнографы…
Недаром в нашем современном мире существует понятие - «музейная педагогика». Это инновационная педагогическая технология, которая играет огромную роль в становлении духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА