В Харовском историко-художественном музее состоялась интерактивная беседа с мастер-классом для обучающихся 7 класса школы имени Василия Прокатова, на основе работающей выставки гончарных изделий старых и современных мастеров
В Харовском районе глиняная посуда изготовлялась в Васьяновской волости (современная территория Кубенского поселения). Промысел процветал в деревнях Большой и Долгишево.
Что греха таить, не особо любят современные школьники походы на различного рода выставки, где-то на подсознательном уровне ассоциируется это мероприятие со скукой и «бесполезным времяпрепровождением».
В настоящее время научные сотрудники музея, подготавливая для школьников такого рода мероприятия, огромное внимание уделяют вовлечению ребенка в тот или иной процесс, связанный с темой выставки, ищут способы завладения вниманием «разборчивых» посетителей. Так было и на сей раз.
Елена Проворова, научный сотрудник музея, акцентировала внимание школьников на загадке:
Был я на копане,
Был я на топане.
Был на кружале,
Был на пожаре.
Был на обваре,
Был на базаре.
Когда молодой был,
всех кашей кормил.
А старый стал –
пеленаться стал.
Не сразу, но ответ ребята нашли. Речь идет о глиняном горшке.
А далее прямо по «ходу» народной мудрости ребята стали познавать азы гончарного мастерства.
«Копань» - добыча глины. Не всякая глина пригодна для гончарного дела. А та, что годится, проделывала сложный путь для того, чтобы стать сырьем гончара. Ее заготовляли «кубами» по 20-30 кг, и по мере надобности заносили со двора в дом и готовили: удаляли примеси, мяли, добавляли красители – песок или головки льна – кокшу. А затем замачивали в огромные деревянные корыта, одно из которых было на выставке. «Глина должна покиснуть»,- говорили старые мастера.
-Затем на пол мастер рассыпал дресву (толченый камень) и топтал глину ногами, затем снова посыпал дресвой, складывал глину пополам и снова топтал. И так до пяти раз доходило, - рассказывала научный сотрудник.
«Кружало» - деревянный диск. Гончарный круг крепился осью к лавочке, которая не имела никаких металлических приспособлений. Мастер изготовлял дно изделия, затем, посыпав круг дресвой, ставил на него это глиняное донце.
А дальше способом «кольцевого налепа» из скалок-жгутиков, что прилеплялись к донышку, изготовлялось задуманное изделие: горшок, кринка, корчага.
На выставке можно было увидеть глиняные изделия с характерной «полосатостью» внутри.
Затем мастер деревянным ножичком сглаживал швы между жгутиками. А далее, вращая изделие на круге, смоченной тряпочкой убирал все неровности на изделии. Затем оно просушивалось и для прочности обжигалось в печи – было «на пожаре».
Для этого в доме мастеров-гончаров печи были с большим устьем. Мастер сам устанавливал свои изделия в печь, никому не доверял это ответственное дело.
Наутро доставали горячие изделия из печи. Делали это неторопливо и аккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь».
После обжига был виден брак в работе гончара – потрескавшиеся изделия выбрасывались.
-Как вы думаете, ребята, для чего такие огромные деревянные клещи? – обратила внимание детей на экспонат выставки Елена Анатольевна. Вариантов было много, но все же нашелся и правильный ответ.
«Был на обваре»… После обжига с помощью клещей посуду окунали в смесь воды и муки, так называемую «болтушку». Смесь проникала в поры изделия, и они становились более герметичными и эстетически привлекательными.
Затем «был на базаре». Изделия тщательно перекладывались соломой и укладывались на телегу так, чтобы по дороге на ярмарку посуда не разбилась.
Торжки и ярмарки проходили в то время в крупных селах нашего района: Шапше, Пундуге, Кумзере, Пустораменье, посуду возили и в Вологду.
Когда хозяйка покупала изделие, наливала в него воду и ставила в печь, обязательно три раза приговаривала: «Будь горшок кипучий, но не плывучий».
-Как вы думаете, ребята, для чего она так приговаривала?
После непродолжительных обсуждений пришли к выводу: чтобы пища не уплывала и была всегда вкусной и ароматной. У каждой хозяйки был горшок для супа, каш, для запекания. Посуда пропитывалась запахом пищи, и использовать ее для приготовления других блюд было уже невозможно.
«Когда молод был – кашей кормил, а старый стал – пеленаться стал».
Глиняную посуду с трещинами, в которой уже нельзя было готовить пищу, скрепляли - «пеленали» берестяными лентами и использовали для хранения сыпучих продуктов.
Стены выставочного зала украшали картины, которые были задействованы в ходе рассказа ведущей. На картине Михаила Абакумова «Васьяновский погост» написана церковь в селе Ивачино. Возле нее всегда устраивались торжки и ярмарки, где торговали гончарными изделиями.
А на картине вологодского художника Валерия Страхова изображен интерьер крестьянской избы.
На вопрос ведущей, что в картине связано с темой мероприятия, ребята сразу отметили большой расписной шкаф с посудой и огромную русскую печь.
Гончарное дело ценилось во все времена. Елена Анатольевна рассказала о каждом виде посуды, ее предназначении: кринки, ставки, рыльники, корчаги, латки.
На выставке также представлены работы народного мастера России, художника декоративно-прикладного искусства из города Вологды Владимира Холщагина.
Современные мастера соблюдают традиции старых мастеров, но все же вносят в изделия изменения, согласно требованию времени. На выставке представлены вазы, перечницы, солонки, сосуд для хранения чеснока, чайники, кружки, топушки для топления масла.
Во второй части мероприятия был проведен мастер-класс. Дети на некоторое время стали гончарами. Под руководством Галины Петровой из подготовленной глины они занялись изготовлением новогодних колокольчиков.
Сам процесс работы с глиной завораживал. В руках Галины Анатольевны глина казалась пластичным и мягким материалом, ни одного лишнего движения. Дети внимательно смотрели, как из кусочка глины рождается новогодний сувенир. Вроде бы все просто, но пальчики ребят не слушались, и глина оказалась намного плотнее, чем казалось. Но всем очень понравилось, тем более, что дальше предстоял не менее интересный творческий процесс – украшение получившегося изделия.
Да, живем мы теперь по-другому! Трудно представить современную квартиру в интерьере с русской печью, поэтому, казалось бы, отпала необходимость в глиняных горшках и кринках. Ан, нет! Блюда в керамической посуде получаются особенно сочными, ароматными и очень вкусными. А значит, глиняная посуда не ушла из употребления даже в «стеклопластиковых» кухнях, а широко применяется хозяюшками при приготовлении пищи в духовых шкафах и микроволновых печах.
Так что жив старинный гончарный промысел, изделия которого получили вторую жизнь наряду с «умными» антипригарными покрытиями и особыми «пищевыми» марками стали, посуда из которой готовит блюда без добавления масла.
А так как залежи глины, пригодной для гончарного ремесла, есть и у нас в районе, то хочется надеяться, что древний промысел на харовской земле возродится и будет востребован не только для бытовых нужд, но и как одно из туристических направлений.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА.