Связь времён. Иногда, кажется, что она распалась, и уже ничто не связывает нас с прошлым, с нашими предками. Если кто и помнит о старине, то это пожилые люди.
Но и у них многое стёрлось в памяти, и передать свои воспоминания некому. Дети заняты работой и житейскими заботами, а внуки не отходят от компьютеров и телевизоров. И, если кто так считает, то ошибается. Различные конкурсы и конференции, в которых участвуют дети и подростки, говорят об их интересе к прошлому, истории своей семьи, малой родины, страны.
Учащиеся воскресной школы также принимают участие в конкурсах и конференциях. Очень важны и паломнические походы, поездки по Харовскому району и за его пределы. В зимние каникулы учащиеся школы, их родители, преподаватели отправились в старинный город Кадников Сокольского района. Нас интересовали храмы и другие достопримечательности, история города. И не случайно.
Город Кадников расположен в 42 километрах от Вологды и в 21 километре от Сокола. Первые упоминания о городе относятся к концу 15 века. В 1780 году указом императрицы Екатерины II село было преобразовано в уездный город. Если говорить современным языком, то стал районным центром. И с этого времени территория Харовского района входит в состав Кадниковского уезда. Такое положение сохраняется до 14 января 1929 года, когда был образован Харовский район.
Город Кадников – купеческий город. Много храмов построено на купеческие деньги. За советский период сформировалось мнение, что купцам и предпринимателям чуждо всё духовное, для них главное – нажива, прибыль, деньги. И, если деньги жертвовали на храм, то исключительно из меркантильных интересов: «Я Тебе, Господи, деньги на храм, а Ты мне грехи прости». Но это совсем не так. Чаще всего это глубоко верующие люди. Для них строительство храмов и монастырей - не билет для прохода в Царствие Небесное, а веление сердца. Святые Димитрий Прилуцкий и Серафим Саровский были из купеческих семей, святой Серафим Вырицкий входил в тройку самых успешных торговцев пушниной. Очень интересное замечание сделала Татьяна Макарова, катехизатор Ильинской Засодимовской церкви, наша добрая путеводительница и рассказчица. Она отметила, что современные предприниматели также чаще по велению сердца становятся прихожанами и жертвователями храмов и монастырей, стремятся полностью их восстанавливать. А как иначе объяснить этот факт? Наши предки от рождения получали религиозное воспитание и образование, а для многих современных людей связь с Церковью прервалась в 3-4 поколении.
Кадников сохранил атмосферу купеческого уездного города. Невысокие двухэтажные дома, старинные парки. Один из них посажен учениками городского училища в честь 100-летия со дня рождения Александра Пушкина. В парке стоит памятник великому поэту.
Но советские годы наложили свой отпечаток. В храме Николая Чудотворца до сих пор дом культуры, пострадала часовня святого Григория Пельшемского, сожжён храм Димитрия Солунского, осквернено церковное кладбище. Но благочестивые люди сумели сохранить некоторые иконы и что-то из церковной утвари. Так в восстанавливаемой часовне нас поразила икона Божией Матери «Толгская»: у Пресвятой Богородицы одна ручка тёплая, а одна – холодная. Икона деревянная, и только чудом это можно объяснить.
На разорённом кладбище мы увидели массивную надгробную плиту. На ней написано, что игумен Свято-Успенской Семигородней пустыни Александр Левицкий скончался 25 июля (старый стиль) 1892 года в возрасте 68 лет. Что известно о нём, почему он похоронен в Кадникове – вопрос открыт для исследователей. Также неизвестно – в этом ли месте находится тело игумена Александра. В советские годы все надгробия священников были вывезены с кладбища, и только одно сохранилось. В годы гонений на Церковь многие священники, служившие в храмах Харовского района, волею судьбы оказались в Кадникове. Кто-то принял мученическую смерть, кто-то доживал свой век и здесь похоронен.
Восхищаясь достопримечательностями города, мы не забывали о главной цели нашего паломничества – храме пророка Илии, куда в годы гонений, несмотря на все запреты, шли и ехали верующие, в том числе и харовчане. Некоторые из учеников воскресной школы знали о нём по рассказам близких.
Храм пророка Илии расположен в 3 километрах от города, но видно его издалека. Он стоит среди полей, на высоком холме. Когда начинаются первые заморозки, прихватывает в огородах и на клумбах цветы, у храма - буйство красок.
Автор самого полного исследования истории храма протоиерей Аполлоний Воскресенский, который служил в Ильинской церкви с 1838 года по 1869 год, писал, что Ильинская церковь была главным храмом Засодимской волости Кадниковского уезда. Первое упоминание относится к 1631 году. На этом месте уже существовало кладбище и при нём три деревянные церкви: св. пророка Илии, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святых мучеников Флора и Лавра. Существующий каменный храм имеет три придела: главный в честь пророка Илии, освящённый в 1776 году, остальные в честь перечисленных угодников Божиих. Ильинский храм был последним, закрытым в Кадниковском уезде. В ночь на 27 сентября 1937 года (в праздник Воздвижения Креста Господня) был арестован настоятель священник Иоанн Стенин (расстрелян в том же году, 16 ноября). Храму повезло: в период с 1937 года по 1945 год его не разрушили, не превратили в баню, дом культуры, склад или зерносушилку. В храме находился архив НКВД. Как сказала одна прихожанка, макулатуры было до потолка. Храм строго охранялся и практически не пострадал. В 1944 году местные жители отправили ходоков в Москву с просьбой открыть храм. Первая служба прошла на Пасху – 6 мая 1945 года. Пасха и День Победы, а ещё 6 мая - праздник очень почитаемого в России святого Георгия Победоносца. Вот и подумайте: благодаря кому мы победили в Великой Отечественной войне. Благодаря народу – да, армии – да, выдающимся полководцам – да. Но, прежде всего, помощи Божией.
Настоятель храма отец Георгий Осьминин встретил нас как радушный хозяин. Он не только показал храм, рассказал о его истории, но и ненавязчиво, с юмором (как умеют делать это только священники и монахи) давал наставления детям и взрослым. Зимой службы идут в нижнем, тёплом храме, но нам показали и верхний храм – придел в честь пророка Илии. Поражало всё – и росписи, и иконы в старинных тяжёлых окладах, и покрытые сусальным золотом украшения храма. Было ощущение, что мы попали в начало 20 века.
Нашему восхищению не было конца. Нашлось время, чтобы приложиться к иконам, постоять, подумать. Сотни, тысячи людей вот также, как и мы, вглядываясь в иконы, росписи, оставляли житейские заботы и задумывались о вечном. В такие минуты в сердце наступает тишина и покой, уходят проблемы или уже не кажутся неразрешимыми, явственно ощущаешь любовь Бога, Его Пречистой Матери и святых.
Чувство восхищения соединялось с горечью о том, что мы потеряли за эти годы. Порой приходится слышать: «Для чего потрачено столько средств на украшение храмов, не лучше ли потратить их на благотворительность?» На благотворительность Церковь направляет немалые средства, а человек всегда стремится к прекрасному и старается облагородить самое убогое жилище. А Храм – жилище Бога.
Нам не хотелось уходить из храма, но нужно было собираться в обратную дорогу. Гостеприимные хозяева пригласили нас на чаепитие. Хозяевам это удалось на славу. В этой поездке не меньше, чем сам храм, вызвали восхищение люди, с которыми мы встречались. Настоятель храма отец Георгий и его помощники должны были готовиться к предстоящим богослужениям, а много времени потратили на нашу встречу, искренне радовались нашему приезду.
Наш водитель Николай Боровиков был очень терпелив и с пониманием относился к нашим немощам. Нужно отметить, что работники АТП во всех наших паломнических поездках проявляют именно такие качества.
Завершилось наше паломничество. Отец Георгий Осьминин, настоятель храма пророка Илии, приглашал нас и всех харовчан приехать помолиться в храме. Особенно летом, когда он будет во всей красе.
Татьяна ГОЛОВАЦКАЯ
Фото участников поездки