Злоумышленники идут на любые хитрости и уловки, чтобы завладеть чужими денежными средствами. Жертвами мошенников становятся как пенсионеры, так и молодые люди, а суммы ущерба превышают миллион рублей.
Самые частые виды мошенничества – звонки от «сотрудников банка». История практически всегда одна и та же: наивным жителям сообщают, что на их банковском счете происходят подозрительные операции. Чтобы спасти свои сбережения, нужно перевести их на «безопасный» счет или сообщить данные карты, чтобы заблокировать подозрительные операции. Количество таких случаев уже перевалило за тысячу.
Мошенники продолжают придумывать новые способы обмана жителей области. Так, звонки стали поступать с подменных номеров от «сотрудников полиции», которые подтверждают, что на банковских счетах действительно проходят подозрительные операции и деньги нужно срочно спасать. Жители области сравнивают номера телефонов с официальными данными, видят, что они совпадают, верят «стражам правопорядка», а потом лишаются крупных сумм.
Такой случай произошел в сентябре в Вологде. Местная жительница, получив звонок от неизвестного, сразу заподозрила обман. Но переубедить ее удалось «сотруднику областного УМВД», который связался с ней после звонка из «банка». Женщина сравнила номер с тем, что размещен на сайте учреждения, и убедилась, что они совпадают. Потерпевшая перевела мошенникам более 225 тысяч рублей.
Немаловажную роль в дистанционном мошенничестве играет эффект неожиданности. Люди, занятые своими делами, не ждут звонков из банков, а когда получают такие, теряются, ведь речь идет о собственных сбережениях. Кроме того, злоумышленники намеренно настраивают своих жертв против окружающих, говорят, что верить никому нельзя.
Так, в одном из торговых центров Вологды двое молодых людей заметили у банкомата пенсионерку, разговаривающую по телефону. Они попытались убедить ее не совершать денежных переводов на неизвестный счет, но женщина им не поверила и ушла в другой торговый центр. Там она, совершив 54 операции, отправила мошенникам 800 тысяч рублей.
Даже в банках жертвы мошенников не идут на контакт с настоящими сотрудниками, потому что уверены, что все вокруг их обманывают. Все, но не человек, разговаривающий с ними по телефону.
Часто жителей убеждают оформить кредиты, чтобы обезопасить свои средства, а затем перевести деньги на другие счета. Так, жительница Вологды 1959 года рождения взяла кредит более чем на миллион рублей и тут же отправила средства мошенникам.
Некоторые злоумышленники для обмана используют объявления о продаже различных вещей или даже животных. Жители области, желая купить машину, компьютерные устройства или щенка, вносят предоплату, а продавец после этого перестает выходить на связь. Такая схема работает и в обратном направлении. Неизвестные под видом покупателя обращаются к человеку, разместившему объявление о продаже, и просят сообщить данные карты, чтобы выполнить оплату. Но вместо того, чтобы получить деньги, потерпевшие лишаются собственных средств.
Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно помнить несколько важных правил. Ни в коем случае нельзя сообщать персональные данные банковских карт по телефону. Настоящих сотрудников банка такая информация не интересует. Более того, если на счете действительно проходят подозрительные операции, карта будет заблокирована автоматически.
«При поступлении звонка от якобы сотрудника банка не нужно сообщать какие-либо данные о себе. Все переговоры необходимо вести только путем личного посещения банковского отделения или самостоятельного звонка на номер, указанный на обороте банковской карты либо позвонить в полицию.
Онлайн-покупки нужно совершать только на проверенных сайтах. Также следует игнорировать подозрительные ссылки и файлы, пришедшие по электронной почте.