В целях снижения аварийности с участием пассажирского транспорта Госавтоинспекция МВД России в минувшем году провела по всей стране масштабные профилактические мероприятия, направленные на пресечение нелегальных межрегиональных перевозок. Основное внимание акцентировалось на причинах, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов.
Установлено, что нарушения связаны с переутомлением водителей пассажирского транспорта и неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств. Только в 2017 году, согласно данным официальной статистикиаварийности, на российских дорогах произошло около 11 тысяч ДТПс участием автобусов, что на 1,4% ниже аналогичного показателяпрошлого года, в которых погибли 839 человек (-4,2%) и получили ранения 16,6 тысяч человек (-1,4%). При этом по вине водителей автобусов в прошлом годупроизошло 5553 ДТП (-0,7%), в которых погибли 323 человека (+16,6%) и 8580 получили ранения (-0,4%).
Кроме того, выявлено, что на многих предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками, зачастую не проводились необходимые процедуры для допуска водителей на рейс, а в транспортных средствах отсутствовали либо не работали специальные устройства, контролирующие соблюдение водителями режима труда и отдыха (тахографы). В 2017 году за отсутствие тахографа либо за неисправный тахограф составлено более 30 тыс. административных материалов, а за нарушение водителями режима труда и отдыха– почти 4 тысячи материалов.
Также в конструкцию транспортных средств самовольно вносились изменения (устанавливались дополнительные сиденья, заменялись световые приборы, демонтировались системы безопасности и т.п.), что значительно увеличивало риск совершения ДТП с печальным итогом.
Таким образом в прошедшем году сотрудники Госавтоинспекции пресекли 653 факта оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности при перевозке пассажиров, выявили более 523 тыс. фактов эксплуатации автобусов с техническими неисправностями, в том числе 4368 фактов управления автобусом с неисправной рулевой и тормозной системой. Обнаружено 8932 автобуса, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения (регистрация 1697 из них прекращена).
По итогам проверок возбуждено 1988 дел об административных правонарушениях по фактам управления автобусами в состоянии алкогольного опьянения, 784 дела – за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, 3979 дел – за нарушения режима труда и отдыха водителей, 95 дел – за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции о недопущении дальнейшей эксплуатации автобусов как средства совершения правонарушений.
Эти данные свидетельствует об отсутствии контроля со стороны компаний-перевозчиков за обеспечением безопасности как самих пассажиров, так и состоянием водителей.Однако, несмотря на штрафные санкции, владельцы компаний-перевозчиков до сих пор недостаточно ответственно подходят к решению вопроса оснащения транспортных средств тахографами, считая расходы на их установку «дополнительным обременением», а контроль режима труда и отдыха – излишней мерой. Водители, участвующие в грузовых и пассажирских перевозках полагают, что если ездить менее 9 часов в день, то перевозками заниматься будет невыгодно.
Госавтоинспекция обращает внимание представителей автотранспортных предприятий на необходимость принятия мер для устранения причин и условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, и обеспечения более тщательного контроля за работой пассажирского транспорта и безопасностью перевозок. В 2018 году контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок остается в приоритете деятельности службы. При этом надзор за участниками рынка в этой сфере транспортной деятельности будет усилен.
Кроме того, рекомендуется гражданам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, серьезнее подходить к выбору перевозчика, обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика и, в случае любых несоответствий, жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть написаны на кабине водителя. Если предприятие не реагирует на жалобы, то нужно обратиться в Ространснадзор. На официальном сайте ведомства предусмотрен специальный сервис – сообщения граждан о замеченных недостатках в работе пассажирского транспорта.