Вопросы обеспечения безопасности детей на дорогах находится на постоянном контроле Госавтоинспекции. На протяжении последних нескольких лет отмечается стабильное снижение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма. Вместе с тем, на данный момент особую тревогу вызывает ситуация с аварийностью с участием детей-пассажиров.
Рост количества происшествий с участием детей-пассажиров с одновременным ростом доли таких ДТП среди всех происшествий с участием детей отмечается с 2011 года. Отчасти для этого есть объективные причины – это ежегодное увеличение количества транспортных средств (за последние 5 лет автопарк страны пополнился почти на 10 миллионов транспортных средств), а также ежегодный прирост численности детей, - по сравнению с 2011 годом несовершеннолетних в стране стало на 4 миллиона больше.
Таким образом, увеличение количества транспортных средств, а также численности детей коррелируется как с ростом количества ДТП с детьми-пассажирами, так и с ростом удельного веса таких происшествий среди всех ДТП с участием детей, что говорит о прямой причинно-следственной связи между данными процессами.
Вместе с тем, определяющим остается человеческий фактор. Несовершеннолетние пассажиры гибнут и получают ранения в результате необдуманных действий взрослых участников дорожного движения, нарушения ими Правил дорожного движения. В более чем половине случаев такие ДТП были связаны с нарушениями со стороны водителей легковых автомобилей, в салонах которых находились пострадавшие дети. Около четверти водителей находились в состоянии опьянения либо имели его признаки, но отказались от медицинского освидетельствования.
Так, в Хакасии водитель легкового автомобиля не справился с управлением, съехал в кювет и совершил опрокидывание, после чего скрылся с места происшествия. Позже выяснилось, что 21-летний водитель находился в состоянии алкогольного опьянения. В результате ДТП пострадали трое подростков, - 14-летняя девочка, которая находилась на переднем пассажирском сидении и не была пристегнута ремнем безопасности, от полученных травм скончалась по дороге в больницу, двое ее сверстников, находившиеся на заднем сидении, также не пристегнутые ремнем безопасности, получили серьезные ранения.
Доминирующим видом ДТП, в которых пострадали дети-пассажиры, являются столкновения - 76%. Пренебрежение водителей к использованию детских удерживающих устройств зафиксировано при оформлении каждого 7-го ДТП. При этом, в каждом 4-ом смертельном случае и каждом 6-ом случае ранения детей водители нарушили правила перевозки детей, - перевозили их без детских удерживающих устройств и ремней безопасности. В этом году сотрудники ГИБДД выявили более 700 тысяч нарушений правил перевозок детей-пассажиров.
Также один из последних случаев, - в Волгоградской области водитель не справился с управлением, машину вынесло на полосу встречного движения, где произошло столкновение с другим легковым автомобилем. В обеих машинах ехали дети, - в первой 5-летняя девочка находилась на руках у пассажира, сидящего на заднем сидении, оба скончались до приезда скорой помощи. Во встречном автомобиле дети также находились на заднем сидении, но при этом полуторогодовалая девочка сидела в автокресле, 8-летний мальчик был пристегнут ремнем безопасности. Возможно, именно это сыграло решающую роль, - дети получили травмы, но остались живы.
Определенное влияние на совершение ДТП с участием детей оказывает стаж управления транспортными средствами водителями. По вине водителей с большим стажем управления (свыше 15 лет) совершено более 40% таких ДТП. Эксперты в области безопасности дорожного движения связывают это с тем, что после получения водительского удостоверения они в большинстве случаев ни разу официально не повышали свой уровень знаний в области дорожной безопасности. Поэтому, по мнению экспертов, целесообразно проводить в подразделениях Госавтоинспекции или в автошколах дополнительные мероприятия для данной категории водителей, - например, в формате лекториев с показом краш-тестов автомобилей, в том числе с использованием манекенов, ремней безопасности и детских автокресел. При работе с участниками дорожного движения, в частности при составлении административных материалов, также будет полезен показ видеороликов, отражающих крайне негативные последствия нарушений ПДД.
Еще более актуальной проблема безопасности детей-пассажиров станет в период новогодних праздников и зимних каникул, когда традиционно происходит массовое перемещение детей к местам отдыха и проведения различных мероприятий. В этой связи Госавтоинспекция МВД России обращает особое внимание водителей на строгое соблюдение правил дорожного движения и соблюдение мер безопасности с учетом погодных и дорожных условий. Госавтоинспекция подчеркивает, что в случае, если в салоне автомобиля находятся дети, водителям необходимо быть особенно аккуратными и внимательными на дороге.