Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией!

5 декабря 2018 - Редакция

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

 

Коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства: она нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия.

 

Коррупция признается явлением политически, экономически и социально опасным, она проявляется не только на национальном, но и международном уровне. Вместе с тем межгосударственный уровень коррупции значительно снижен, но на национальном уровне она выступает мощным фактором, ослабляющим государственную безопасность. Коррупция во всех своих проявлениях ослабляет функционирование государственного механизма и препятствует устойчивому развитию государства. Еще ни одному государству не удалось окончательно искоренить коррупцию. Данная проблема продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в политической, научной и общественной среде.

 

19 мая 2008 г. был издан Указ Президента РФ № 815 "О мерах по противодействию коррупции", а 31 июля 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции, который предусматривает принятие трех видов мер: по законодательному обеспечению противодействия коррупции; по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции и по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В Национальном плане противодействия коррупции сказано, что коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Основными принципами противодействия коррупции являются приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

 

15 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а 17 июля 2009 г. – Федеральный закон № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". При Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции.

 

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев отметил: "В результате государственный аппарат у нас – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно – коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии". При этом в своем открытом письме Президент РФ Д.А. Медведев сравнил коррупцию по уровню катастрофичности проявления и воздействия на государство и общество с Великой Отечественной войной.

 

Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции. Условия для коррупции создаются неполнотой и бессистемностью правовой базы противодействия коррупции, а также дефектами правовых норм, оставляющими простор для коррупционных проявлений.

 

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам.

 

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица".

 

Коррупция проявляется в совершении:

– преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

– административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов);

– дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

– запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

 

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, воинское должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий их вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц.

 

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к организационно-распорядительным функциям, являющимся элементом статуса должностного лица, относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждениямедико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

 

К коррупционным проявлениям относятся как коррупционные правонарушения, так и иные явления, например, издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы; покровительство публичному служащему со стороны должностного лица; совершение лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности).

 

Характерными признаками коррупции являются:

1) использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

2) получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица;

3) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера. Заинтересованность проявляется в стремлении должностного или иного публичного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера и других имущественных выгод; иная личная заинтересованность в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении каких-либо вопросов.

 

Коррупционное правонарушение – это совершенное физическим или юридическим лицом противоправное деяние, состоящее в нарушении антикоррупционных стандартов и влекущее дисциплинарную и (или) гражданско-правовую ответственность.

 

К уголовным коррупционным преступлениям относятся получение взятки, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, а также иное предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, обладающее следующими признаками:

 

Вопросы борьбы с коррупцией в настоящее время стали наиболее спорными и актуальными. Сейчас это обусловлено тем, что меры, направленные государством на борьбу с этим преступлением, пока малоэффективны, а законодательная база недостаточно развита.

 

В качестве основ организации борьбы с коррупционной преступностью могут выступать:

– постоянный анализ изменений коррупции и ее причин;

– определение стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

– следование закону, а не подзаконным актам;

– разработка целевых программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах;

– специализированная подготовка кадров и выделение в правоохранительных органах специализированных подразделений;

– борьба с организованной преступностью как основой коррупции, восстановление законности в регионах, где мафиозные структуры стремятся подменять органы власти;

– использование помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;

– создание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения или урегулирования конфликтов интересов.

– преодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследования по делам о коррупции.

– переход от декларирования доходов государственных и муниципальных служащих к декларированию их расходов.

– конфискация имущества за все тяжкие преступления против собственности и экономические преступления. В ином случае уводятся активы и сохраняется легальная база для коррупционных действий, и, следовательно, для организованной преступности.

– сведение к минимуму избыточных контактов с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных государственных и муниципальных услуг.

– антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, направленная на выявление коррупционных рисков, наличие которых в нормативном правовом акте может спровоцировать в будущем совершение коррупционного правонарушения

– приведение в соответствие с антикоррупционным законодательством действующих нормативных правовых актов;

– закрепление неотвратимости ответственности чиновника за нарушения, связанные с его статусом, превышением его полномочий

– систематическая оценка результатов работы и корректировка мер.

 

На муниципальном уровне применяются следующие методы выявления коррупционных угроз:

– изучение содержания муниципальных нормативных и ненормативных актов на предмет наличия коррупциогенных факторов;

– истребование и проверка достоверности сведений о доходах муниципальных служащих;

– системный анализ структуры бюджетных расходов и доходов;

– изучение деятельности муниципальных учреждений с точки зрения размещаемых ими муниципальных заказов, заключаемых договоров, выбора контрагентов;

– анализ движения средств на банковских счетах муниципальных учрежений, их контрагентов, оценка реальности осуществляемых ими хозяйственных операций;

– выявление признаков согласованных действий должностных лиц муниципалитета с хозяйствующими субъектами, направленных на создание преимуществ, экономических льгот и получение прибыли от использования бюджетных источников и муниципального имущества;

– определение типовых схем обхода требований законодательства о приватизации и законодательства о размещении муниципального заказа;

– постоянный мониторинг системы муниципальных закупок на электронной торговой площадке.

 

Прокуратура Харовского района

 

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Место под рекламу 468х60 -1
Место под рекламу 468х60 -2
 


 

 

 

общество культура дети праздник события спорт конкурс здоровье школа люди встреча победа история библиотека выставка соревнования война поздравления музей политика ветераны закон экономика семья воспоминания юбилей акция детсад творчество концерт природа экскурсия детский сад фестиваль образование традиции поэзия пенсионеры музыка самоуправление проза профилактика михайловское сироты мероприятие поздравление село туризм лыжи волейбол открытие экология традиция читатель жкх армия награждение турнир память письмо семигородняя порядок выборы безопасность фото молодежь василий белов отдых мчс цтнк каникулы митинг итоги область игра сорожино прокуратура конференция спартакиада сельское хозяйство благоустройство проект газета чтения интервью губернатор школьники картины ярмарка книга деревня проблемы ремонт семинар футбол патриотизм литература гто выпускники инвалиды