По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.
Коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства: она нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия.
Коррупция признается явлением политически, экономически и социально опасным, она проявляется не только на национальном, но и международном уровне. Вместе с тем межгосударственный уровень коррупции значительно снижен, но на национальном уровне она выступает мощным фактором, ослабляющим государственную безопасность. Коррупция во всех своих проявлениях ослабляет функционирование государственного механизма и препятствует устойчивому развитию государства. Еще ни одному государству не удалось окончательно искоренить коррупцию. Данная проблема продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в политической, научной и общественной среде.
19 мая 2008 г. был издан Указ Президента РФ № 815 "О мерах по противодействию коррупции", а 31 июля 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции, который предусматривает принятие трех видов мер: по законодательному обеспечению противодействия коррупции; по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции и по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В Национальном плане противодействия коррупции сказано, что коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Основными принципами противодействия коррупции являются приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
15 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а 17 июля 2009 г. – Федеральный закон № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". При Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции.
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев отметил: "В результате государственный аппарат у нас – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно – коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии". При этом в своем открытом письме Президент РФ Д.А. Медведев сравнил коррупцию по уровню катастрофичности проявления и воздействия на государство и общество с Великой Отечественной войной.
Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции. Условия для коррупции создаются неполнотой и бессистемностью правовой базы противодействия коррупции, а также дефектами правовых норм, оставляющими простор для коррупционных проявлений.
Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица".
Коррупция проявляется в совершении:
– преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
– административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов);
– дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
– запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, воинское должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий их вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц.
Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к организационно-распорядительным функциям, являющимся элементом статуса должностного лица, относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждениямедико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
К коррупционным проявлениям относятся как коррупционные правонарушения, так и иные явления, например, издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы; покровительство публичному служащему со стороны должностного лица; совершение лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности).
Характерными признаками коррупции являются:
1) использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;
2) получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица;
3) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера. Заинтересованность проявляется в стремлении должностного или иного публичного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера и других имущественных выгод; иная личная заинтересованность в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении каких-либо вопросов.
Коррупционное правонарушение – это совершенное физическим или юридическим лицом противоправное деяние, состоящее в нарушении антикоррупционных стандартов и влекущее дисциплинарную и (или) гражданско-правовую ответственность.
К уголовным коррупционным преступлениям относятся получение взятки, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, а также иное предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, обладающее следующими признаками:
Вопросы борьбы с коррупцией в настоящее время стали наиболее спорными и актуальными. Сейчас это обусловлено тем, что меры, направленные государством на борьбу с этим преступлением, пока малоэффективны, а законодательная база недостаточно развита.
В качестве основ организации борьбы с коррупционной преступностью могут выступать:
– постоянный анализ изменений коррупции и ее причин;
– определение стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
– следование закону, а не подзаконным актам;
– разработка целевых программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах;
– специализированная подготовка кадров и выделение в правоохранительных органах специализированных подразделений;
– борьба с организованной преступностью как основой коррупции, восстановление законности в регионах, где мафиозные структуры стремятся подменять органы власти;
– использование помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;
– создание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения или урегулирования конфликтов интересов.
– преодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследования по делам о коррупции.
– переход от декларирования доходов государственных и муниципальных служащих к декларированию их расходов.
– конфискация имущества за все тяжкие преступления против собственности и экономические преступления. В ином случае уводятся активы и сохраняется легальная база для коррупционных действий, и, следовательно, для организованной преступности.
– сведение к минимуму избыточных контактов с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных государственных и муниципальных услуг.
– антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, направленная на выявление коррупционных рисков, наличие которых в нормативном правовом акте может спровоцировать в будущем совершение коррупционного правонарушения
– приведение в соответствие с антикоррупционным законодательством действующих нормативных правовых актов;
– закрепление неотвратимости ответственности чиновника за нарушения, связанные с его статусом, превышением его полномочий
– систематическая оценка результатов работы и корректировка мер.
На муниципальном уровне применяются следующие методы выявления коррупционных угроз:
– изучение содержания муниципальных нормативных и ненормативных актов на предмет наличия коррупциогенных факторов;
– истребование и проверка достоверности сведений о доходах муниципальных служащих;
– системный анализ структуры бюджетных расходов и доходов;
– изучение деятельности муниципальных учреждений с точки зрения размещаемых ими муниципальных заказов, заключаемых договоров, выбора контрагентов;
– анализ движения средств на банковских счетах муниципальных учрежений, их контрагентов, оценка реальности осуществляемых ими хозяйственных операций;
– выявление признаков согласованных действий должностных лиц муниципалитета с хозяйствующими субъектами, направленных на создание преимуществ, экономических льгот и получение прибыли от использования бюджетных источников и муниципального имущества;
– определение типовых схем обхода требований законодательства о приватизации и законодательства о размещении муниципального заказа;
– постоянный мониторинг системы муниципальных закупок на электронной торговой площадке.
Прокуратура Харовского района