В Центре внешкольной работы 13-и год подряд проходит районный конкурс среди обучающихся школ «Наше право».
Этот конкурс проводится с целью формирования у школьников правовой культуры и высокого уровня правосознания, стимулирования интереса к международному, российскому и региональному законодательствам.
Необходимость проведения подобных мероприятий продиктована наличием серьёзных пробелов в правовом воспитании у подрастающего поколения.
В конкурсе приняли участие 4 команды из 10-11 классов школы имени Василия Прокатова, 9 класса Семигородской школы, 11 класса школы №2. Каждая из команд состояла из 4 человек.
Ведущая мероприятия Светлана Шенгелия, методист Центра внешкольной работы, представила компетентное жюри конкурса.
В его состав вошли: Ольга Кочкова – заместитель директора ЦВР, Тать- яна Сметкина – ведущий специалист управления образования и Алёна Николаева – юрисконсульт Харовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Чтобы мероприятие прошло организованно – провели жеребьёвку команд по очерёдности выступления, и они выбрали себе капитанов.
Конкурс состоял из 10 этапов.
На первом этапе «Блиц-опрос» оценивались не только правовые знания, но и быстрота ответа, так как нужно было в течение минуты дать как можно больше ответов на поставленные вопросы. В этом конкурсе не было равных командам 10 и 11-х классов школы имени Василия Прокатова. Они ответили правильно на 12 вопросов. Наибольшее затруднение вызвали вопросы: К каким правам относится конституционное право на жилище? Назовите представителей законодательного органа РФ.
Второй этап «Назови верный ответ». Здесь пришлось применить умение приходить к единому ответу. Были выданы таб- лички с номерами 1, 2, 3 каждой команде. Задавались вопросы, у каждого из них было три варианта ответа. И команда через непродолжительное время должна была дать ответ, подняв табличку с тем или иным номером. На этом этапе не было равных команде 10 класса школы имени Василия Прокатова. При ответе на 19 поставленных вопросов ребята не допустили ни единой ошибки!
Затем состоялось настоящее испытание для капитанов команд. Им нужно было ответить на вопросы с завязанными глазами. Вопросы подразумевали ответ «да» или «нет». Если капитан соглашался, то поднимал правую руку, если «нет» – то левую. Это было непросто, так как завязанные глаза дезориентировали ребят. Но капитаны не подкачали и выступили ровно.
Наступил этап «Решение задач». Каждой из команд было выдано по 8 задач. Ребята должны были их решить за отведённое время, проявляя максимальную собранность, умение слушать товарища и выработать правильное решение.
«Правонарушение или шалость?» - этот этап конкурса вызвал бурные обсуждения. Нужно было разложить карточки с «проступками» на две колонки: правонарушения и шалость. Победителями стали ребята 11 класса школы имени Василия Прокатова.
Следующий этап - «Ассоциации». Дети его всегда любят, так как здесь не обойтись без логического мышления. Представитель команды вытягивает со стола ведущего карточку с понятием. И на доске пишет три его ассоциации, а команда должна угадать это понятие. Были предложены понятия: конституция, закон, парламент, гражданин.
Не успело затихнуть обсуждение прошедшего этапа, как уже на столах у команд лежат таблички со словами «да» и «нет». Следующее испытание «Верите ли вы?». И опять командная работа, в которой очень важно услышать друг друга, иногда приглушая своё собственное «я» и осмысливая мнение товарища.
Затруднение вызвал единственный вопрос, на который все команды ответили неверно: Председатель Правительства РФ назначается Государственной Думой с согласия Президента РФ.
«Заполни пропуски» – так назывался следующий этап конкурса. Каждая команда получила листочки с четырьмя предложениями, в которых были пропуски. За короткое время нужно было их заполнить. Задание было выполнено и сдано на проверку жюри.
А дальше был индивидуальный этап «Отгадай понятие». Представители команд писали на листочках понятия, расшифровку которых читала ведущая. С этим заданием блестяще справился представитель 11 класса школы №2.
Заключительный этап конкурса «Наше право» назывался «Конкурс-экспромт». Участникам необходимо было подготовить выступление, касательно высказывания польского поэта Станислава Ежи Лец: «Букву закона следовало бы включить в алфавит». Очень сложный этап. Нет времени на подготовку. Как выяснилось в ходе конкурса, все команды согласились с автором данного высказывания и поддержали его точку зрения: «Знакомиться с законами нужно с детских лет. И знать их нужно, как буквы алфавита». Нужно заметить, что этот этап конкурса впервые прошёл на районном уровне. Конкурс-экспромт обычно всегда был частью областного конкурса «Правовая академия».
Все этапы конкурса «Наше право» были исчерпаны. Ребятам было непросто. Индивидуальную, командную работу и блестящие знания по предмету продемонстрировали обучающиеся школ города и района.
Алёна Николаева от лица конкурсного жюри пожелала ребятам успехов на экзаменах, а также поблагодарила ребят за активное участие в конкурсе, их педагогических наставников и всех, кто обеспечил проведение данного конкурса. «Знайте свои права, умейте защитить себя в любой ситуации».
После непродолжительного совещания жюри подсчитало баллы и подвело итоги.
В завершении конкурса председатель жюри отметила эффективность и практическую значимость проведённого конкурса знатоков права в деле воспитания правосознания школьников и решения конкретных проблем, ситуаций на основе правовых знаний.
Командам Семигородской школы, 10 и 11 классов школы имени Василия Прокатова были вручены Свидетельства участников районного конкурса «Наше право».
А диплом победителя завоевала команда школы №2: Алексей Кузнецов, Татьяна Кириллова, Елена Макарова, Михаил Сычёв (руководитель Надежда Гурьева). Именно они будут представлять Харовский район на областном этапе конкурса «Правовая академия».
Закончился 13-й районный конкурс «Наше право». Кому-то из ребят он принёс лёгкое разочарование, кому-то показал направление дальнейшей работы, а кому-то принёс бурю положительных эмоций. В общем, как всегда на соревновательных мероприятиях.
Конкурс «Наше право» был и остаётся конкурсом повышения гражданской и правовой культуры школьников и их социальной компетентности, формирования активной гражданской позиции среди подрастающего поколения, активизации и стимулирования творческой деятельности детей и педагогов.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА