В 18 веке в Вологодском крае, как и в других регионах России, крестьяне составляли свыше 90% всего населения. Крестьяне жили деревнями, которые объединяли несколько семей. Для Вологодского края был характерен гнездовой тип расселения, когда группы деревень располагались близко от центрального села, образуя волости.
В 18 веке типичная волость состояла примерно из 20 деревень, в которых проживало около восьмисот крестьян. Наша волость называлась Михайловская, центром её было село Михайловское. Основное занятие крестьян и основа их существования – это земледелие. Но тощие «серые» земли, устаревшая система земледелия, холодный климат – всё это часто приводило к тому, что урожая не хватало для того, чтобы прокормить семью и сохранить часть зерна на следующий посев.
В нашем Кадниковском уезде самую большую группу (51%) составляли помещичьи крестьяне. Их положение было самым тяжёлым. В 18 веке усилилась эксплуатация крестьян, размеры барщины и оброка постоянно возрастали. Кроме того, крестьяне должны были выполнять повинности. Так, в Михайловской волости крестьяне должны были обеспечивать «стеклянный» завод, располагавшийся в деревне Нелюбовская, дровами и золой. В документах 18 века, челобитной грамоте, прошении крестьян завод везде называется «стеклянным», очевидно, потому что производились бутыли и оконное стекло, которое пользовалось огромным спросом и приносило баснословные барыши. В современном русском языке значение этого слова изменилось. Стеклянный – значит, «сделанный из стекла», например, стеклянная ваза. Завод же стал называться стекольным, то есть, производящим стекло.
С середины 18 века на Руси началось быстрое развитие стекловарения. Огромный спрос на стекло, крепостная рабочая сила, прозрачные кубенские пески – всё способствовало возникновению в Кадниковском уезде стекольных заводов. С 17 по начало 20 века, как свидетельствует «Список русских стекольных заводов», в Кадниковском уезде было 4 завода: Александровский, Митюновский, Устьянский и завод Поздеева.
Осип Алексеевич Поздеев (1742-1820 г.) – отставной полковник, помещик Вологодской и Псковской губерний. Из служебной его деятельности известно, что в 1774 году, во время усмирения Пугачёвского восстания, он служил при графе П.И.Панине, который и является главным «усмирителем» бунта. В этом же 1774 году Поздеев выходит из военной службы в отставку и состоит правителем канцелярии графа З.Г.Чернышева, который был Московским градоначальником (1782-84 г.). О.А.Поздеев жил в 50 верстах от Москвы в своём имении Чистяково до 1812 года. Отечественная война, приход французов побудили Поздеева переселиться с семейством в Кадниковский уезд Вологодской губернии в имение Нелюбовское, в котором находился у него «стеклянный» завод.
Работая над этой темой, мы столкнулись с противоречиями в источниках. Так, в книге В.Малкова «По земле Вологодской» говорится о том, что завод был в деревне Нелюбовская, и бунт крестьян был в Михайловской волости. Краевед Т.И.Осьминский в «Очерках по истории Вологодского края», а также пособие « История Вологодского края» под редакцией М.А.Безнина утверждает, что всё происходило в селе Архангельском, где находилось имение О.А.Поздеева. Как помещик Поздеев был злейшим крепостником и жестоким притеснителем своих крестьян.
Жалуясь на помещика царю Павлу I, крестьяне так описывают повинности, которыми обложил их помещик: «Первые годы он брал с нас оброки, да ещё брал от нашей вотчины в Москву на строительную работу, да в те же самые годы в нашей вотчине… приказал построить завод стеклянный, тому уже 10 лет. Да в то ж самое время он, господин наш, разорил целое селение - деревню Нелюбовскую, жителей поселил в другие селения, а землю той деревни приказал распахать на себя. Да он же, господин наш, сверх оных работ на стеклянный завод определил со всех мущин от 15 до 70 лет брать в год по 30 сажень дров да по 3 четверти золы. И мы, покамест были в силах, оные уроки исправляли. Но из-за того, что он свёз в другие места 15 человек, да многих отдал в рекруты, да многие от таковых несносных работ разбежалися, в нашей вотчине людей стало великое умаление. А на завод всё требуется и золы, и дров. Так он наложил на нас уроки тяжчае первых: с каждого человека помянутого возраста в неделю по 3 четверти золы и по 30 саженей дров. А мы оного урока уже выработать никаким способом не можем, за что каждую неделю работных людей и сечёт он немилосердно.»
Сажень дров равняется 8 куб.м соответственно, 30 саженей дров – это 240 куб.м. Можно представить этот объём в виде поленницы длиной 20 м, шириной 4 м, высотой 3 м.
Четверть равняется 210 литрам. Три четверти золы - это более 600 вёдер золы. Чтобы получить такое количество золы, нужно было нарубить и сжечь очень много дров. Зола использовалась для получения поташа, без которого стекломассу не сварить.
Такое суровое отношение помещика вызвало возмущение крестьян.
«31 декабря 1796 года в Нелюбовскую нагрянул Поздеев и заявил, что выпорет всех мужиков и баб. Это и переполнило чашу терпения. Крестьяне не позволили выпороть себя. Они заявили, что больше не в силах выполнять повинности», - так описывает события В.Малков в своей книге «По земле Вологодской».
Т.И.Осьминский в «Очерках по истории Вологодского края утверждает, что бунт вспыхнул в селе Архангельском, в имении О.А.Поздеева.
5 января 1797 года крестьяне написали челобитную грамоту на имя царя Павла I, изложив в ней все издевательства помещика Поздеева. Вот текст этой грамоты:
-Ныне, 31 декабря 1796 года, прибыл он, господин наш, на стеклянный завод и нам, работным людям, стал головы обривать, и при нём были пучки палок и кнутья, и намерен был всех пересечь. Но мы поклонилися ему прочь и отошли; только ему сказали, что из сил своих вышли и ваших уроков сработать не можем, потому что мы хлеба для пропитания не имеем, также одёжки и обутки на нас нету, а пропитание имеем только от того, как маленькие ребята наши, ходя в мир, напросят и нас питают. И, поклонившись ему, прочь от него отошли.
В 4 день сего генваря, то есть в праздничный воскресный день, кадниковский исправник Иван Иванович Торбеев, прибыв к нашей церкви, приводил всех к присяге новому императору. И по приведении, во время службы божественной литургии, людей из церкви выгнал, а нас, поздеевских, оставил в храме и поставил с обеих сторон военную команду с обнажёнными тесаками и заряженными ружьями. И сам исправник, обнажа свой тесак, связал нас неведомо за что (или по просьбе господина нашего – о том нам неизвестно). И мы, убояся смертельного и безвинного наказания, друг друга распутали и от него, исправника, отошли и ничего ему не противоречили, в чём мы и ссылку имеем на крестьян нашей волости, которые у церкви присягали, также и на священника и других церковнослужителей.
Того ради и приемлем смелость трудить ваше императорское величество, дабы благоволено б было сие всенижайшее прошение от нас, от мраза и глада погибающих, всемилостивейше принять. А мы, нижайше, желаем, как Богу, так и Вашему Императорскому Величеству, служить.»
С этой челобитной в Петербург отправились староста Яков Яковлев и выборный Андрей Осипов. Но не дошло прошение крестьян до царя. Посыльные были пойманы.
Сам Поздеев, находясь в селе Архангельском, пишет письмо в Сенат, 7 января 1797 года. Вот строки из этого письма:
…И к оному бунту ещё две волости присоединились, в коих около трёх тысяч душ. И если не прислан будет целый полк в губернию Вологодскую, то это разовьётся далеко… И, кроме сих волостей, в крестьянах видим явно готовящийся бунт, весьма похожий на Пугачёвский, ибо все крестьяне имеют оставшегося от времени Пугачёва дух – дабы не было дворян, что есть точно дух безначальства и независимости, распространившийся, как вы знаете, по всей Европе. И если он не будет скоро утишаем, то может здешнему глухому краю быть крайне истребителен. Здесь в Вологде нет военных людей, чем бы оный утишить, почему прошу вас употребить ходатайство у государя, дабы скорее, хотя бы один батальон был послан для наведения страху и на прочих крестьян здешнего краю, а взбунтовавшихся для приведения в надлежащее повиновение.
Поздеев явно преувеличивает размеры «бунта». Но в одном он был прав: «пугачёвский дух», хотя после казни предводителя крестьянской войны прошло 22 года, безусловно, напоминал о себе. Мы считаем, что в Михайловской волости никаких действий со стороны крестьян не было, но неповиновение помещику, «неслыханная дерзость», несомненно, были.
На усмирение крестьян из Петербурга в Вологду прибыл князь Репнин с войском. Ему было поручено совершить рейд по нескольким российским губерниям, где произошли восстания. Репнин действовал жестоко, но в Вологодской губернии он ограничился лишь тем, что выслушал просьбы крестьян о прощении и не стал применять силу. В своём дневнике он записал: «Крестьянам в подобающей и заслуженной ими форме была истолкована вся глубина их преступления».
Изучая историю России, глобальные войны, восстания, охватывавшие огромные территории, как-то невольно забываешь о том, что и наша «малая» родина – это тоже Россия. Большой России малый уголок. И те события, о которых мы говорим на уроках истории, касаются и нашей земли. Изучая историю крестьянского бунта деревни Нелюбовская, я была поражена тем, что это событие в глухой Вологодской деревне связано с Пугачёвским восстанием, с «духом» независимости, распространившимся по всей Европе», как писал О.А.Поздеев. Невольно испытываешь чувство гордости за своих предков, крестьян Михайловской волости Кадниковского уезда.
Дарья НЕЧАЕВА, Михайловская школа
По материалам районной конференции «Мир через культуру»