В последнее воскресенье октября отмечается День работников автомобильного транспорта и 60-летие одного из старейших предприятий города и района - Харовского АТП.
Да, вот уже более полувека жители Харовска и Харовского района пользуются услугами этого единственного транспортного предприятия.
Без преданности профессии водителей, ремонтников, инженерно-технических работников предприятия и особого чувства ответственности за дело – невозможно представить повседневную жизнь харовчан.
От работы коллектива АТП зависит не только точность внутригородских, пригородных и межрайонных рейсов, но и настроение сотен людей.
И только хорошие отзывы звучат в адрес автотранспортников. А если проблемы и возникают, то коллектив АТП всегда готов их решать, они всегда открыты для общения, выслушают замечания и примут к сведению.
История возникновения предприятия уходит в далёкий 1954 год. Были трудные послевоенные годы. Пришлось приложить немало усилий, чтобы облагородить площадку и впоследствии построить там производственные корпуса и административное здание. Тогда было время безграничного энтузиазма и огромное желание всего народа поскорее поднять страну из руин войны.
О сегодняшнем дне предприятия мы побеседовали с директором ОАО «Харовское АТП» Владимиром Ивановым.
-За 60 лет предприятие превратилось в современное, отвечающее всем требованиям производство по оказанию услуг населению в пассажирских перевозках, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.
Кроме того, оно оказывает услуги по прохождению технического контроля подвижного состава, услуги по теплоснабжению. Смена, состоящая из 4-х машинистов котельной: Сергея Абрамова, Владимира Сергеева, Дмитрия Новожилова, Александра Сахарова, отапливает не только здания предприятия, но и два жилых дома по улице Энергетиков.
Конечно, основным видом деятельности являются пассажирские перевозки. На сегодняшний день мы осуществляем поездки по десяти пригородным маршрутам, по двум городским и по договору с департаментом дорожного хозяйства, после того, как наше предприятие поучаствовало в конкурсах – по двум междугородным маршрутам: Харовск – Сокол - Вологда и Харовск – Сямжа – Вологда.
За долгий путь в тяжёлое время реформ, перестройки и экономического кризиса пришлось пройти множество преобразований, взлётов и падений, но предприятие сумело выстоять, сохранить коллектив и маршрутную сеть.
И в настоящее время у предприятия тоже всё непросто. Мы работаем с регулируемыми тарифами, которые не перекрывают эксплуатационные расходы. За последние 10 лет практически в два раза сократился пассажиропоток. Причин много, но основными можно назвать автомобилизацию населения, неурегулированную деятельность нелегальных перевозчиков, которые работают без договоров с заказчиками на уже существующих автобусных маршрутах, и отсутствие должной поддержки со стороны бюджета. Эти факторы приводят к тому, что многие АТП в соседних районах (Вожегодском, Сямженском, Верховажском) уже перестали существовать. Тенденция, конечно, пугающая. Но мы не сидим, сложа руки, и пытаемся найти выход из сложившейся ситуации путём обновления автобусного парка на основе софинансирования, с привлечением бюджетов всех уровней и льготного кредитования.
С 2008 года наш парк не пополнялся новыми автобусами. В связи с этим более половины автобусов находятся в эксплуатации более 10 лет. Это, безусловно, отражается на уровне комфортности и на расходах по обслуживанию и ремонту.
Сейчас планируем приобрести новый автобус ПАЗ-4234 по программе «Утилизация старого подвижного состава», конечно, без кредита не обойтись. Очень хочется пустить новый автобус на Вологду, хотя уже требуется и на город, и на пригород.
Этот автобус по комфортности, может, и уступает другим моделям автобусов, но он многофункциональный. Его можно задействовать ежедневно на всех видах пассажироперевозок.
Рассматривали, в своё время, вариант перехода на микроавтобусы. Был приобретен микроавтобус «Газель», так сказать, на «подхват».
И убедились, что они пригодны для поездок лишь на небольшие расстояния, так как малокомфортабельны, отсутствует багажное отделение и, что самое главное для нас, уровень безопасности у них намного ниже, чем у автобусов.
Автобусы должны быть удобными, тёплыми и безопасными для пассажиров. Как вариант, рассматривали «китайские» автобусы, но в обслуживании пока они ещё не дотягивают до наших и импортных (европейских) аналогов. Анализировали и лизинговые условия для обновления подвижного состава, но тут есть тоже свои неудобства.
Чтобы пополнить свой «бюджет» в данное время нарабатываем новые туристические маршруты. Пробуем ездить по святым местам. Была поездка в Годеново, что в Ярославской области. Часто аналогичные поездки осуществляем по просьбе прихода нашего храма.
Пробуем «шоп-туры» для жителей города и района за покупками. Дважды ездили в торговые центры в Иваново. Всем очень понравилось. Поездка обошлась в 500 рублей, а если бы ехать на собственном автомобиле, то её стоимость многократно возросла. Вечером – выезд, ночь едем, день в торговом центре (автобус с багажным отделением стоит рядом), вечером – домой. Это очень удобно. Такие поездки планируем проводить каждый месяц.
Есть задумки разработать маршруты по «Золотому кольцу» и познавательные детские маршруты.
Чтобы развиваться, автопредприятию просто жизненно необходимо обновить подвижной состав!
Ещё один вид деятельности - сдача в аренду помещений административного здания АТП. В настоящее время помещения приспособлены для арендаторов.
60 лет предприятию – приличный возраст. За эти годы произошла не одна смена поколений в работоспособном, сплочённом коллективе, сумевшем выстоять в сложные годы и сохранить свой потенциал.
Молодой, целеустремлённый директор предприятия Владимир Иванов рассказал ещё о том, чем живёт предприятие сегодня: проблемы и объёмы перевозок, о проблемах неурегулированности «частного извоза». Но о чём бы он ни рассказывал, всегда ощущалась забота о людях своего предприятия и, конечно, о пассажирах: «Для нас безопасность и комфорт пассажира превыше всего» - это был лейтмотив нашей беседы.
Как бы трудно в финансовом плане не было, но предприятие старается выполнить требования сегодняшнего дня. Автобусы междугороднего сообщения оборудованы системой навигационного обеспечения ГЛОНАСС, приборами «Тахограф» для соблюдения режима труда и отдыха водителями. Вся информация обрабатывается в диспетчерском пункте в Вологде.
Да, всё непросто. Путь АТП к обновлению автопарка хочется ёмко уместить в знаменитую фразу: «Через тернии – к звёздам»!
По требованиям сегодняшнего дня АТП приходится работать в условиях множества жёстких требований надзорных организаций по транспортной безопасности, по обеспечению безопасности перевозки пассажиров, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, в условиях отсутствия должного финансирования, выполняя при этом все договорные обязательства, оставаясь единственным перевозчиком в муниципальном образовании.
Автотранспортное предприятие является одним из основных составных частей экономики Харовского района. Благодаря неутомимому труду сотрудников, предприятие обеспечивает стабильность транспортных услуг, охватывая население всех поселений района.
И очень сложно представить, что было бы, если в один прекрасный день прекратились автобусные рейсы по городу и району. Автомобилизация - автомобилизацией, а без автобусов, как «без рук». Дети не попали бы вовремя в школу и в детские сады, пошли бы опоздания на работу, а сельчане не попали бы на приём к врачу или на поезд…
Безусловно, важна современная техника, отвечающая требованиям нового времени, но не надо забывать, что управляют ею люди, своим профессионализмом и опытом заслуживающие уважение окружающих.
За эти десятилетия работникам автотранспортного предприятия пришлось пережить немало производственных, организационных и экономических трудностей, но неизменными в любые времена остаётся одно: стремление коллектива АТП в любых условиях достойно справиться с возложенными обязанностями.
Нужно отметить, что асы своего дела – водители Валерий Манахов, Николай Боровиков охотно передают свой опыт вновь пришедшим.
Водители автобусов - постоянные участники конкурсов профессионального мастерства. Правда, рабочий график не позволил в этот год принять участие в конкурсе, так как он проводился в Великом Устюге и шёл не один день. А на следующий год будет проходить в Соколе. Значит, есть возможность показать себя «во всей красе»!
Все водители – люди опытные, с солидным стажем и высоким чувством ответственности за тех, кто находится в салоне автобуса.
Мы имеем свою историю, а значит, есть и свои трудовые династии: Нина и Иван Широковы, Михаил Мхитарян, Светлана Мхитарян и Анатолий Ветохин, Антонина и Александр Щучкины - большинство из них по сей день работают в АТП.
Особо хочется отметить водителя грузового автомобиля - Анатолия Николаевича Ветохина, который работает в автотранспортном предприятии с 1965 года. В следующем году исполнится 50 лет трудового стажа! А 26 октября этого года он отмечает юбилей – 65 лет! Этот очень трудолюбивый, скромный человек является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, награждён орденом «За спасение погибающих». За долголетний и добросовестный труд Анатолий Николаевич награждён многочисленными Почётными грамотами и нагрудным знаком «Почётный автотранспортник». Сейчас трудится в командировке в Сямженском леспромхозе.
«Самое ценное и залог успеха – это коллектив, который здесь работает. Это наш «золотой фонд». Нет коллектива – нет предприятия».
В честь юбилея Почётной грамотой главы района награжден водитель автобуса Александр Щучкин. Благодарностью предприятия награждены водители автобусов Геннадий Южаков, Валерий Рубцов, Валентин Гладышев.
В АТП, как фронте – есть часть коллектива, которая непосредственно находится на «передовой»: водители, верные своему делу ремонтники: автоэлектрик Михаил Мхитарян, слесарь по ремонту автомобилей Александр Шнуровский. А есть тыл, без которого невозможна общая победа - результат. И наш крепкий тыл – прекрасные женщины: экономист Ирина Тихомирова, главный бухгалтер Наталия Арисова, диспетчер Светлана Мхитарян, кассир Елена Трепакова. Они - гордость автопредприятия - дисциплинированные, грамотные, квалифицированные и ответственные. С такими специалистами за будущее предприятия можно не волноваться!
Кондуктора – они не садятся за руль, но без них не выходят в рейс автобусы городского сообщения. Заслуживают самых теплых слов благодарности Нина Широкова, Елена Подшилова, Анна Соколова.
Строго проверяют техническое состояние транспорта и ответственно относятся к своим обязанностям контролеры Владимир Смирнов, Николай Морозов, Николай Смирнов.
Особые слова накануне праздника хочется сказать в адрес ветеранов АТП. Они пользуются заслуженным авторитетом. Всегда готовы прийти на помощь, поделиться частичкой своего бесценного опыта, приобретённого самым трудным путём – путём проб и ошибок: Татьяна Лычешкова, Татьяна Кудрякова, Ирина Смирнова, Ирина Водолазова, Ольга Папукова и многие другие.
У многих из них вся трудовая жизнь прошла на этом предприятии.
Есть своя аура в АТП. В чём она выражается? Скорее всего, в традициях, которые создавались в 50-е годы, – взаимовыручке, высокой ответственности, преданности делу и родному предприятию.
Работники предприятия не только трудились вместе, но и участвовали в культурно-массовых мероприятиях: нельзя передать словами ту атмосферу, когда коллектив собирался вместе на поездки за ягодами, грибами, защищал честь предприятия на охотничьем биатлоне и на разных спортивных соревнованиях. Особенность этого коллектива всегда была в том, что здесь в центре внимания – человек.
И пусть сейчас не самые простые времена для предприятия, но сохранился костяк коллектива, а это значит, что традиции одного из старейших предприятий района, дай бог, возродятся!
Дружный и испытанный коллектив АТП уверенно смотрит вперёд, успешно решая стоящие перед ним задачи сегодняшнего дня, приумножая традиции старшего поколения и внося достойную лепту в укрепление и развитие своего предприятия.
Администрация АТП от всей души поздравляет коллектив предприятия с юбилеем. В день 60-летия поздравляем всех сотрудников предприятия и ветеранов производства за добросовестный труд и высокий профессионализм, ответственный подход к порученному делу, активное поддержание престижа профессии, сохранении и приумножении традиций отрасли автомобильного транспорта!
Благодарим за стремление и умение обеспечивать надёжную бесперебойную доставку пассажиров и грузов. От всей души желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия, лёгких дорог, успешной и стабильной работы!
Записала Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА