С 13 по 19 августа по станциям Северной железной дороги состоялся тур вагона-музея и прошли гастроли артистов Дома культуры и техники железнодорожников узла Ярославль-Главный.
Свое путешествие они совершили на ретро-поезде, который вел паровоз серии П36 на участке от Шуи до Сосногорска. На крупных станциях паровоз заправляли углем и водой, чистили топку и продували котел. Управляли старинным локомотивом специальные паровозные бригады. От Сосногорска до станции Елецкая поезд проследовал с современным локомотивом.
Путешествие посвящено 150летию магистрали, и символично началось в Шуе. Шуйско-Ивановская железная дорога, открытая в сентябре 1868 года – самый первый участок Северной магистрали в ее современных границах.
Поезд торжественно отправился из Шуи 13 августа и сделал остановки с концертами на станциях: Иваново, Кострома, Галич, Шарья, Буй, Вологда, Харовская, Вожега, Коноша, Вельск, Кулой, Сольвычегодск, Микунь, Ухта, Сосногорск и Елецкая.
Информацию о предстоящем туре вагона-музея и о прибытии его на станцию Харовская 16 августа в 10.00 (и до 12.30) мы узнали из интернета. Захотелось самим все увидеть, не часто такое бывает. На подходе к вокзалу стало ясно главными зрителями станут самые юные харовчане. Они пришли на перрон организованными группами из детских садов и вместе с родителями, бабушками и дедушками. Ожидание поезда, не поверите, оказалось волнительным. Вероятно, именно так волновались первые жители нашей станции 1 августа 1896 года, когда на станцию Кубино прибыл первый поезд (правда, модель паровоза была другая). Эта дата со временем стала считаться днем зарождения нашего города. И вот спустя 122 года история словно повторилась.
Вдалеке мы увидели дым от паровоза, затем продолжительный гудок-приветствие всем нам. Из пяти вагонов состава один вагон был музеем истории РЖД, к нему сразу выстроилась очередь. В вагоне-музее достаточно экспонатов, рассказывающих о развитии РЖД. Каждый ребенок и взрослый мог найти что-то интересное, если не знали попросить объяснить предназначение того или иного предмета, инструмента, оружия, формы. Сигнал колокола в прежние годы сообщал о прибытии поездов. Даже старинные карты ж/д с названиями станций вызывали неподдельный интерес. Никого не оставила равнодушным военная тема. История своей страны может быть представлена и раскрыта именно в таком музее. Некоторые ребята заходили в вагон-музей не один раз, успевали сбегать домой, позвать и привести друзей. А по дороге рассказать то, что самим понравилось.
На самом перроне, перед вокзалом, все желающие могли посмотреть концертную программу, состоящую из вокальных и танцевальных номеров, дефиле в исторических костюмах. Ведущие напомнили о значимости железных дорог для нашей страны, важности труда железнодорожников. У каждого из нас что-то связано с ж/д, мы куда-то уезжаем или кого-то встречаем, вокзал – это место расставаний и встреч. Звучали песни, известные нам с детства и молодости, так или иначе связанные с темой ж/д. Зрители очень активно подхватывали позитивный настрой артистов, выходили в центр импровизированной площадки, подпевали, танцевали. Что удивительно, ж/д тема оказалась очень близка харовчанам. Наблюдая за происходящим, они делились друг с другом своими воспоминаниями кто в их семье работал на железной магистрали. Нередко трудилось не одно поколение. Кому-то приходилось добираться на паровозе при различных обстоятельствах, например, с маленькой станции в районный роддом. Кто-то жил в домах на перроне, всю жизнь встречал и провожал поезда, а по времени прибытия поезда сверяли часы. В этот день у некоторых мальчишек исполнилась мечта побывать в кабине машиниста. Она выше человеческого роста и забраться в нее непросто. Зато насколько интересно внутри. Машинист может подать сигнал, открыть топку, куда подкидывает уголь. Все как раньше. Ребятишки долго не хотели спускаться на перрон. Для них это романтика. Дай волю уехали бы в составе бригады поезда. Вот какое впечатление произвел паровоз! А в это время своей работой занимались железнодорожники и на все происходящее смотрели с доброй улыбкой. Вдруг кто-то из подрастающих ребят тоже выберет эту профессию?
Нам удалось вести прямую трансляцию происходящего на перроне и выставить это в Инстаграм. Благодаря этому наши подписчики узнали все через свои приложения в телефонах и успели прийти на вокзал. Кто не смог посмотрели запись. Видеосюжет за три дня посмотрели в группе ВКонтакте 853 человека, в Одноклассниках 2042 человека.
Галина Ивашутина
Фото Дениса Ивашутина
На фото: На Вологодчине поезд встретили жители областной столицы, харовчане и вожегодцы
Дефиле в исторических костюмах часть концертной программы
Зрители