В Харовском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, открылась школа подготовки кандидатов в замещающие родители или школа для взрослых, желающих стать успешными приемными мамами и папами.
Открытие школы это важный шаг в работе по семейному устройству детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это эффективная форма помощи детям, лишенным родительского попечения, как можно быстрее обрести семью, найти чутких и любящих их родителей, ведь в настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья.
В данном учреждении вопросы семейного устройства детей являются приоритетными. За полтора года семейное счастье обрели 19 воспитанников Центра. Учреждение, по итогам мониторинга первого полугодия 2017 года, входит в тройку лидеров среди организаций для детейсирот области по передаче детей в семьи граждан.
Процесс этот сложный и многогранный. Основными проблемными зонами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются риск возврата ребенка, жестокое с ним обращение, эмоциональное отвержение ребенка, что приводит к отрицательным последствиям не только для ребенка, но и для семьи в целом. Появление ребенка в семье требует перестройки внутрисемейного взаимодействия. Чтобы преодолеть кризис, закономерно возникающий в этот период, семья должна выработать новые правила совместной жизни, структурно перестроиться. В силу неосведомленности многие семьи так и живут, накапливая один неразрешенный вопрос за другим, что приводит к запутанному «клубку» проблем. Семье также необходимо уметь справляться с последствиями психотравматического опыта ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к приемной семье, на его развитие и поведение. Будущие родители должны обладать базовыми знаниями из области медицины, права, педагогики и психологии, т.е. знаниями об особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, специфике той или иной формы семейного жизнеустройства ребенка, способах эффективного воспитания и заботы о ребенке.
Поэтому основными направлениями деятельности школы являются: популяризация семейных форм воспитания детей, лишенных родительского попечения; проведение различных мероприятий по вопросам семейного устройства воспитанников учреждения (Дней открытых дверей, Дней аиста и других); подбор и обучение граждан; консультирование по возникающим вопросам; помощь детям для бесконфликтной интеграции в семью.
В связи с этим актуальными являются разработка и внедрение различного рода комплексных программ обучения и сопровождения принимающих семей.
Целью программ, по которым будут обучаться кандидаты в приемные родители, являются: повышение качества семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей посредством формирования у слушателей осознанного подхода в решении вопросов принятия, воспитания и развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Для ее достижения требуется решить ряд задач: помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребенка; дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребенка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребенок и семья, его принимающая; повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним; дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка; предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.
В результате обучения слушатели школы получат информацию о существующих формах семейного жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей; разберут правовые (юридические) аспекты при принятии ребенка в семью; проанализируют возможные мотивационные предпосылки и их последствия для семьи и приемного ребенка; получат необходимые знания из области педагогики, медицины и психологии; освоят способы эффективного взаимодействия с ребенком; познакомятся со специалистами и программой Службы сопровождения Центра; получат представления о том, как избежать трудностей во взаимодействии с социальным окружением ребенка: педагогами, социальными работниками, кровными родственниками, сверстниками.
Пройти обучение в школе подготовки приемных родителей сможет каждый гражданин, выразивший желание стать замещающим родителем. На сегодняшний день учреждением уже заключены соглашения с администрациями Вожегодского, Сямженского, УстьКубинского и Харовского муниципальных районов области по вопросу подбора и подготовки граждан, желающих взять в свою семью детей, оставшихся без родительского попечения.
В Центре созданы все необходимые условия для качественной подготовки будущих замещающих родителей – оборудованы помещения для проведения индивидуальной и групповой работы. Приобретены методические материалы, обучены специалисты.
На открытии школы присутствовали начальник управления по социальным вопросам, опеке и попечительству Департамента социальной защиты населения области Галина Манюкова, директор Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей №2 Елена Рындина, первый заместитель главы администрации Харовского района Сергей Кораблев, начальник Управления образования Ирина Аверина, глава сельского поселения Харовское Людмила Горюнова.
Было сказано много теплых слов в адрес Ольги Миролюбовой, директора Центра, всему коллективу за открытие такой школы. С добрым словом ко всем собравшимся обратился настоятель храма преподобного Серафима Саровского отец Анатолий. Среди приглашенных на мероприятие были и приемные родители. Выступление Галины Красильниковой было очень трогательным и эмоциональным. А семья Колесовых подготовила видеоролик, где было видно, как хорошо они проводят время, и как счастливо они живут.
Наталья Борисова вручила Благодарность за участие в первом областном фестивале творчества приемных семей «Семейная радуга» Ирине Колесовой и Ирине Ивановой.
Наступил торжественный момент мероприятия. Директор Центра Ольга Николаевна зачитала приказ об открытии школы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в БУ СО ВО «Харовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», об утверждении программы школы. Ее руководителем назначена заведующий отделением содействия семейному устройству детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей Наталья Борисова.
К слову сказать, дети, проживающие в Центре, очень отзывчивые на инициативы взрослых, «легки на подъем». В этом можно было убедиться, посетив выставку рукоделия воспитанников. Вышивка, вязаные вещи, резьба по дереву, куклытравницы, забавные домовята, роспись по дереву… и все это ярко, умело, красиво!
Не только рукоделие детей запало в душу на этом мероприятии. Зрители, затаив дыхание, слушали, как Дарья Кириллова и Кристина Беляева проникновенно и трогательно читали стихи: «Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!».
Жизнь детей в Центре была показана в ряде видеоклипов. Все замечательно, но: «Семья – источник радости и счастья, любви неиссякаемый родник. И в ясную погоду, и в ненастье, хранит семья и ценит жизни миг». Поэтому с большой радостью коллектив Центра принял и поддержал инициативу Департамента социальной защиты населения области по открытию школы подготовки приемных родителей в городе Харовске.
Опыт работы школ по обучению кандидатов в приемные родители показывает, что подготовка и дальнейшее сопровождение приемных семей способствуют уменьшению числа отказов от приемного ребенка, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Обучение в школе для приемных родителей – это, прежде всего, возможность оценить свой семейный ресурс, осознать собственную готовность к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, принять взвешенное решение.
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Василия КОНДАКОВА