Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которому предстоит строить новую Россию, стоит сейчас особенно остро.
Наша задача - как можно раньше пробудить в ребенке чувство любви к Родине, к своим истокам, к вековым традициям русского народа.
Для более четкой организации работы по усвоению детьми знаний о своем крае, материал по региональному компоненту в старше-подготовительной группе мы разделили по блокам: «Мой город», «Мой край», «Моя страна».
В каждом блоке знакомство с архитектурой, прошлое и настоящее, природа, декоративно-прикладное искусство, литература и театр.
Мы подобрали материал о наиболее значимых зданиях города: библиотеки, школы, музея, вокзала, больницы, музыкальной школы – времени постройки, людях, работавших в них. Нашли старые и современные фотографии. Вместе с ребятами совершали прогулки по городу, рассматривали здания, памятники, читали названия улиц, рассуждали, почему названа именно так. Разработали ряд дидактических игр для закрепления материала: «Заколдованная картинка», «Что лишнее», «Собери герб», «Поможем Деду Морозу» (путешествие по Вологодчине), лото «Прогулка по городу», «Мой Харовск» и другие.
В детском саду рассматривали фотографии старинных зданий Харовска, сравнивали с современными. Вместе с детьми сделали макет площади города.
Для более успешной ориентировки по городу (что должно пригодиться будущим первоклассникам) создали план-карту города. Дети с удовольствием прокладывали по нему путь от детского сада до школы, библиотеки, своего дома.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Раздел «История края» подразумевает знакомство детей с историческим наследием нашего народа. Дети должны знать, как жили и трудились их предки, чем занимались, какая была одежда, предметы домашнего обихода. Для этого мы спланировали экскурсии в музей, выставки, встречи с мастерами – народными умельцами. С детьми разучивали народные игры Харовского и Вологодского районов.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Из пристального внимания к природе, привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Мы с детьми совершали прогулки в парк, в бор, к реке, наблюдая за природой родного города в разные времена года, рассматривали картины местного художника Александра Малкова. Вместе с детьми составили «Красную книгу», в которой детьми были нарисованы редкие растения и животные нашего края. В детском саду проведена фотовыставка «Люблю тебя, мой край родной» с участием родителей и детей. На ней были представлены фотографии различных уголков нашего города и края. Ребята сами рассказывали о своих любимых местах, о путешествиях по родной земле. Посетили выставку в музее «Животный мир нашего края».
Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство включает в себя знакомство детей с искусством народных промыслов. С детьми ходили на выставку «Умелые мастера Харовска». В детском саду спланировали и провели выставку «Вологодчина ныне и в старину». Дети знакомились с предметами быта, украшенных харовской росписью, рассматривали кружевные платки, подвесы, скатерти, любовались гончарным искусством сокольских мастеров, искусством плетения предметов из ивы и дранки. Была спланирована и проведена встреча с кружевницей Ириной Харак, на которой она рассказала и показала, как плетутся кружева. Девочкам была предоставлена возможность самим попробовать свои силы в плетении кружева. Мальчики познавали гончарное искусство. Весь год у нас в саду для детей проводился кружок «Свободно-кистевая роспись». На нем дети знакомились с харовской росписью, ее элементами, изображали их в своих работах. Были изготовлены для детей дидактические игры «Составь узор» (по харовской росписи), домино «Подбери узор».
Основным направлением в разделе «Литература, живопись, театр» является знакомство детей с произведениями вологодских писателей и художников, а также просмотр различных спектаклей.
В октябре 2012 года праздновался юбилей Василия Белова. На занятиях мы рассказывали о жизни писателя, читали произведения «Родничок», «Рассказы о всякой живности». Наши дети участвовали в районной выставке рисунков по рассказам Василия Белова «Я нарисую твой рассказ». Ходили на экскурсию в библиотеку на мероприятие, посвященное юбилею писателя, участвовали в викторине по произведениям нашего земляка.
Знакомили детей с творчеством Николая Рубцова. Создали книгу по его произведениям, в которой использовали детские рисунки.
В нашем детском саду есть свой поэт, известный в литературных кругах Харовска. Это Полина Смирнова, ветеран педагогического труда. На запланированной встрече Полина Николаевна рассказала детям, как сочиняются стихи, что для этого нужно знать, уметь; прочла несколько своих произведений, подарила свою книгу.
В Харовске немало замечательных художников. Мы знакомили детей с творчеством Александра Малкова, ходили на выставку в музей «Удивительные люди – художники», где были представлены картины местной художницы Валентины Ждановой. Знакомили детей с творчеством Алексея Пахомова, Джанны Тутунджан, Ивана Базанова.
Все дети любят спектакли, концерты, сказки. Наши дети являются постоянными посетителями ГДК «Мир». Мы ходили не только смотреть спектакли, но и познакомились с работой режиссера Татьяны Скворцовой. Она рассказала, как создается спектакль, познакомила детей со сценой, показала на видео фрагмент спектакля.
Изюминкой нашей работы была разработанная старшим воспитателем и учителем-логопедом самодельная книга «Харовск – мой город». Это пособие для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. По ней мы знакомим детей с Харовском, повторяем с ним то, что они знают, а также планируем использовать ее для викторин, конкурсов, т.е. проверки знаний. В книге собраны материалы о достопримечательностях нашего города, предприятиях, природе района, промыслах. В ней можно познакомиться с некоторыми замечательными земляками.
Проведенная работа по планированию воспитательно-образовательной деятельности дала положительные результаты. Мы надеемся, что наши дети пронесут любовь к родному краю через всю свою жизнь, будут любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
Ирина ДЬЯКОНИЦЫНА, воспитатель д/с №3
Фото из архива д/с