День водителя – один из наших семейных праздников. Мой муж Сергей – водитель I класса, за рулем 30-й год. Водил грузовые и легковые автомобили, автобусы, контейнеровоз и лесовоз, сейчас он – водитель магистрального автопоезда, в просторечии – дальнобойщик.
В канун праздника я взяла у мужа небольшое интервью.
-Что отличает водителя-профессионала?
-Отличное знание автомобиля, умение диагностировать неполадки даже по звуку. При нынешнем интенсивном движении нужно уметь предчувствовать, предугадать, как поведет себя водитель впереди идущего или встречного автомобиля, быть готовым к любой ситуации на дороге, иногда среагировать за доли секунды.
Настоящий водитель-профессионал любит свое дело и при всех трудностях ни на что его не променяет.
-Каковы, на твой взгляд, основные причины аварий на дорогах?
-Отсутствие взаимо- уважения участников движения. Многие, выехав на дорогу, ведут автомобиль так, как удобно им, не соблюдают скорость транспортного потока. И не всегда это превышение скорости. Например, поток движется по трассе со скоростью 80 км/ч, а один автомобиль – 40-50 км/ч, создает пробку, начинаются обгоны, выезды на «встречку», нарушения ПДД. Заметно по некоторым участникам движения, что их учили не водить, а только сдать экзамен в ГИБДД. Ну, а пьяных за рулем я бы пожизненно лишал прав.
-Не секрет, что водители, бывает, негативно относятся к работникам ГИБДД. А что ты об этом думаешь?
-В Вологодской области сотрудники ГИБДД действительно способствуют безопасности движения, ведут себя корректно. Но в России есть области, где сотрудники ДПС работают чисто на свой карман, приходилось с такими не раз встречаться.
-А дороги в России как ты оцениваешь?
-Самые хорошие дороги в европейской части России – Москва-Минск, федеральная трасса «Холмогоры» (Москва-Архангельск) – почти идеальна, трассы «Новая Ладога», «Кола», «Дон». Плохая дорога — Москва-Волгоград, дороги в Рязанской, Костромской, Саратовской области. Тот, кто говорит, что в Вологодской области плохие дороги, может считать, что он их не видел. У нас, конечно, не самые лучшие дороги, но нормальные.
-Наверное, всем известно, как водители предупреждают друг друга о «засаде» ДПС. А как еще «разговаривают» участники движения?
-Например, иду я по трассе, а за мной — легковая. Водителю трудно оценить ситуацию впереди. Я принимаю вправо, мигаю ему правым поворотником: можешь обгонять, а он, обогнав, мигает «аварийкой», «говорит» спасибо.
Многие большегрузные автомобили оснащены рацией. Есть выделенный канал, где мы и общаемся. Удобно, всегда владеешь ситуацией на дороге – где безопасно и вкусно перекусить, где лось или пьяный на дороге, где впереди авария. Кстати, сотрудники ГИБДД приветствуют использование раций, так как это способствует безопасности движения.
-А в приметы водители верят?
-Конечно. Водители — люди суеверные. Если дорогу перебежала черная кошка, я ни за что не поеду, пережду, пока проедет другая машина. Плохая примета — сбить животное на дороге, а вот встретить женщину с полными ведрами воды или свадьбу – хорошо. Есть и шуточные приметы и поговорки: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором», «Главная запчасть в автомобиле – прокладка между рулем и сидением»…
-Какой дорожный курьез больше всего запомнился?
-В советское еще время был рейс в Молдавию. Так получилось, что забыл дома все документы, но спохватился только, когда надо было получать груз. По пути туда ни разу не остановили. На обратном пути останавливался заранее перед постом ГАИ, подходил к сотрудникам и спрашивал, как проехать туда-то. Они подробно объясняли, а после этого им и в голову не приходило спросить у меня документы. После этого никогда документы не забывал.
-Что самое неприятное в твоей работе?
-Неприятно, когда считают, что фуры мешают движению, будто мы выезжаем на прогулку, покататься, а не перевозить жизненно важные грузы.
Не все знают, что в снежную зиму 2012-2013 года в многодневных пробках водители и пассажиры легковушек спасались в кабинах фур. В легковом автомобиле быстро заканчивалось топливо, а у нас – автономные «печки», плитки, запас продуктов. Кстати, тогда волонтеры, которых так хвалило телевидение, продавали в этих пробках хлеб по 100 рублей за буханку.
-А приятное?
-Много, где бываешь, видишь много нового. Побывал, например, во всех городах-героях. Неизгладимое впечатление произвел Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области. Я возил туда кирпич для строительства нового храма и считаю, мне очень повезло побывать там.
-Что помогает в работе?
-Автомобиль – это не средство передвижения, а помощник, друг. Он – как живое существо, если ты относишься к нему с любовью и заботой, то он никогда не подведет.
Помогает в работе и то, что знаешь: дома надежный тыл, тебя любят, верят и ждут, тогда и ехать легче.
-А что ты пожелаешь коллегам-водителям в праздник?
-Как говорится — ни гвоздя, ни жезла и шершавой дороги. Конечно, здоровья и безаварийного движения!
Спрашивала
Галина НАРЫШКИНА