В ходе реформы местного самоуправления самая серьезная роль отводится общественности. И мы начинаем привыкать к тому, что общественные организации принимают самое деятельное участие в решении многих задач жизнеобеспечения любого муниципального образования – от сельского поселения до района в целом. Они становятся незаменимыми помощниками местной, муниципальной и региональной власти, своего рода связующим звеном между «верхами и низами» в поисках оптимального решения проблем.
Сегодня пойдет речь об одной из таких организаций Общественном совете Харовского муниципального района. На вопросы редакции отвечает его председатель Валентин Волков.
Валентин Александрович, что представляет собой Общественный совет? Каковы его полномочия, цели и задачи? С какого времени он действует?
Общественный совет Харовского муниципального района создан на основании решения Муниципального Собрания от 21.02.2014 г. №12 «Об утверждении положения об Общественном совете Харовского муниципального района» в целях практической реализации демократических принципов развития гражданского общества в районе и дальнейшего продвижения реформы местного самоуправления. В соответствии с положением состав Общественного совета формируется в количестве 12 человек: 6 кандидатур из которых утверждается решением Муниципального Собрания района, а другие 6 постановлением главы администрации района. Срок полномочий состава Общественного совета 2 года. Следовательно, в настоящее время это уже второй состав. Общественный совет района это орган, представляющий делегатов общественности, общественных организаций, некоммерческих структур, который должен отражать все гражданское общество района. Это является как бы связующим звеном между обществом, населением района и органами муниципальной власти. Также основным направлением работы является общественный контроль, который должен осуществляться в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2014 года №212ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Под общественным контролем в Законе понимается деятельность субъектов общественного контроля (общественных советов), осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Общественный совет является совещательным и консультативным органом, содействующим согласованному взаимодействию муниципальных органов и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории нашего района, следовательно, его задачами являются:
выработка и осуществление согласованных, целенаправленных совместных действий органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций по реализации стратегических программ развития муниципального района, утвержденных в качестве приоритетных муниципальных программ социальноэкономического развития района;
укрепление гражданского общества, создание новых общественных институтов, организация их взаимодействия;
содействие в привлечении внебюджетных финансовых средств в социальную сферу района и в их эффективном расходовании;
содействие развитию сферы негосударственных социальных услуг;
укрепление и развитие взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации, содействие развитию социальной рекламы и формированию социальноориентированного информационного пространства;
содействие созданию открытого информационного пространства для взаимодействия органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Для того чтобы деятельность совета была более результативной, необходима связь как с муниципальными органами власти, так и обратная связь через общественные коллективы. В нашем совете представлен не весь спектр общественных объединений района. Большую часть составляют ветераны делегаты районного совета ветеранов, работавших в разных сферах деятельности; двумя человеками представлен женсовет; один человек от группы жителей многоквартирных домов; один от районного совета по развитию малого и среднего предпринимательства.
Основным условием формирования гражданской активности должна стать всесторонняя поддержка социально ответственных граждан, которые бы чувствовали свою сопричастность ко всему, что происходит вокруг них. В сферу партнерства необходимо привлекать новые общественные объединения и их представителей, имеющих потенциал для решения социальных проблем района.
Для повышения эффективности общественного контроля, с одной стороны, требуется воля руководителей властных структур, с другой стороны, необходима целенаправленная работа по воспитанию гражданской активности и инициативности самих граждан, вовлечению их в реализацию социальных проектов. Чтобы повысить степень открытости гражданского общества, необходимо участие граждан в процедуре формирования Общественного совета.
Как осуществляется поддержка народных инициатив? Есть ли положительные примеры работы совета в решении проблем города и района?
В своей работе мы стараемся решать реальные, конкретные вопросы, которые касаются жизнеобеспечения, и наиболее волнуют в настоящее время жителей Харовского района. Это и содержание автомобильных дорог, и своевременный вывоз мусора, и санитарная очистка и благоустройство территории, и многое другое. Но в первую очередь надо сказать о реализации на территории нашего района Программы «Команда Губернатора: Мы вместе Народный бюджет». Все предполагаемые объекты для включения в программу были рассмотрены на заседании Общественного совета с участием их инициаторов. В результате администрации района в этом году удалось добиться включения в областную программу 22х объектов, в том числе 4х в городе Харовске.
Пользуясь случаем, я хочу отметить абсолютную открытость нашей структуры для людей, и пригласить харовчан быть более активными в диалоге с нами. Звоните 23483 (секретарь Общественного совета Наталья Микирева), пишите на нашу электронную почту: oshr162250@mail.ru. Мы всегда пойдем вам навстречу!
Я вижу задачу совета в помощи, в совете, в предложениях и рекомендациях действующей власти во время принятия решений по определенным вопросам. Работа совета строится в соответствии с планом работы на предстоящий год, который принимается на основании предложений, как членов совета, так и представителей органов муниципальной власти. Но жизнь есть жизнь, и возникают насущные вопросы, которые требуют скорейшего изучения, рассмотрения и решения. Их прорабатываем независимо от принятого плана работы.
Хотелось бы привести пример обращения в Общественный совет коллектива Харовской музыкальной школы по вопросу объединения трех коллективов (непосредственно музыкальной школы, спортивной школы и центра внешкольной работы). Коллективы были против объединения, а власть настаивала, так как требовались мероприятия по оптимизации учреждений. Очень острый и, я бы сказал, весьма резонансный вопрос. Было много копий сломано. Тогда мнения членов общественного совета разделились, были определенные сомнения, и дискуссия продолжалась длительное время. В итоге были выработаны рекомендации, которые впоследствии были учтены в принятии решения муниципальной властью и, как мы знаем, в итоге учреждения были объединены в одно. Этот пример я привел в качестве доказательства того, что общественное мнение и мнение отдельных коллективов может не всегда совпадать с необходимостью принятия определенных решений органами местной власти.
Также было обращение жителей дома №17а по улице Энергетиков против строительства многоквартирных жилых домов по программе переселения из аварийного жилищного фонда. Жителей возмущали предстоящие неудобства в связи со строительством в непосредственной близости от их дома. Для рассмотрения данного обращения мы заслушали представителей администрации города Харовска и района, которые представили все необходимые разрешительные документы и доказали, что все требуемые нормы и правила соблюдены. А в вопросах благоустройства около строящихся домов жители добились, чтобы были дополнительно предусмотрены и дорога, и необходимые тротуары.
В начале года был рассмотрен вопрос оплаты затрат на ОДН (общедомовые нужды), как они стали называться СОИ (содержание общего имущества) многоквартирных домов в части оплаты расходов на горячее водоснабжение. В итоге администрации района удалось найти общий язык с руководством управляющих компаний и поставщиком коммунальных ресурсов в части приостановления взимания платы за горячее водоснабжение на СОИ.
В текущем году на плановых заседаниях совета были рассмотрены вопросы проведения и завершения 2месячника по благоустройству в районе, подведены итоги отопительного периода 2016/2017 годов, заслушаны отчеты управляющих организаций и организаций коммунального комплекса по итогам работы и намеченных планов. Хочется отметить свое временное размещение необходимых данных управляющей компанией «Приоритет» в информационную систему (ГИС ЖКХ) и начало работы в данной системе, которое позволило жителям вносить плату за ЖКУ и показания приборов учета коммунальных ресурсов, непосредственно в системе. Рассмотрены вопросы правопорядка в районе, работы административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних. По рассмотренным на заседаниях вопросах выносятся рекомендации в форме предложений или заключений, информация о которых размещается в сети Интернет на официальном сайте администрации Харовского района, в строке меню «общественный совет».
Каковы перспективы, следующие шаги в работе совета?
Как я уже говорил, работа совета строится в соответствии с принятым планом работы на текущий год. Могут быть рассмотрены вопросы, которые и не предусмотрены планом и требуют оперативного решения. Общественный совет структура относительно новая, и формы, и методы работы еще требуют некоторой корректировки в соответствии с изменением ситуации. В последнее время наметилась более тесная связь с Общественной палатой Вологодской области. В ряде районов области прошли кустовые совещания нескольких районов и общественной палаты, где рассматривается и изучается опыт работы общественных советов. Обобщается положительный опыт, рассматриваются также и неудачные практики, вырабатываются основные направления работы.
В текущем году у нас запланированы рассмотрения вопросов взаимодействия членов Общественного совета и Совета глав муниципальных образований с целью более тесного взаимодействия с общественными структурами как в городе, так и на селе, с участием старост населенных пунктов сельских поселений. Также запланировано выездное заседание в одно из сельских поселений района для рассмотрения необходимости и возможности совместной работы.
Самые активные и инициативные?
Я бы не хотелкогото выделять. Все в Общественном совете работают активно, с полной отдачей сил. Все пришли сюда по собственному желанию, и в конечном итоге им предстоит отчитаться о своей работе перед тем коллективом, который их делегировал в Общественный совет.
Сейчас мне бы хотелось отметить работу и поблагодарить Елену Николаевну Корчагину, которая была первым председателем Общественного совета района и внесла значительный вклад в дело становления коллектива и налаживание работы и взаимоотношений с органами местного самоуправления и Общественной палатой Вологодской области.
И в заключение хотелось, чтобы было больше обращений от активных граждан города и района для рассмотрения и возможного решения тех проблем, которые волнуют наше население. При формировании плана работы Общественного совета на очередной год обязательно будут учтены все пожелания, которые являются насущными в настоящее время.
Беседовал Юрий ШОРОХОВ
Фото Дениса ИВАШУТИНА
На фото: Валентин Волков