3 ноября 2017 года был открыт мемориал воинам 100й и 259й стрелковых дивизий. На мемориальных плитах высечены имена 98 защитников Земли нашей, которые умерли от ран и болезней в 1942 году.
Все они захоронены на кладбище деревни Погост Дмитриевский в Старосельском сельском поселении Вологодского района. Событие знаковое.
На открытии мемориала присутствовали заместитель Губернатора Вологодской области Евгений Богомазов, члены «Вологодского поискового отряда», командир отряда Иван Дьяков, военные, священники, местные жители, много детей.
Присутствовали родные девятнадцатилетнего Бориса Михайловича Саратыгина, 1923 г.р. из УстьКубинского района, Кузнецовского с/с, деревня Куракино. Он умер от болезни 3.05.1942 года.
…Здесь был воинский лагерь. На полигоне шли учения, сюда приезжали новобранцы, формировались дивизии. В годы войны привозили раненых изпод Москвы, Ленинграда.
Жительница этих мест Антонина Егоровна Громцева еще ребенком увидела чужое горе, страдания, смерть. И, кажется, уже много прожито, но она помнит все, как будто это было вчера. Бегали они с подружками на полигон, заходили на кладбище, ухаживали за могилками. Шли годы, кладбище зарастало. А силы уже были не те.
Ее выслушала, поддержала Маргарита Станицкая, жена военного. Сообщили поисковикам.
«Вологодский поисковый отряд» работал в архивах, изучили планы захоронений, схемы, расположение могил, поставили временные обозначения, красные звездочки.
Работа не закончена. Новые имена, которые станут известны, появятся на мемориальных плитах. Кладбище будет приведено в порядок. А пока поисковики сообщают родным и близким о месте захоронения красноармейцев из Никольского и Рослятинского районов, Шольского и Пришекснинского, Вытегорского и Устюженского, Биряковского и Кирилловского, Бабушкинского и Нюксенского, Череповца и Белозерска, Архангельска, Котласа и Алтая…
Нет фамилий из Харовского района… Где покоятся наши земляки? Они тоже в годы вой ны прибывали сюда, в Кущубу. Отсюда уходили на фронт.
Только вот слово это у нас, в Харовском районе, звучало както особенно, твердо, трагично: «Кушшуба». И я запомнила, как произносила его моя мама, божатка Лидия, ее сестра, деревенские жительницы, вдовы. И когда я еду на электричке и слышу голос кондуктора, каждый раз представляю своего отца, молодого двадцатисемилетнего бойца, который последний раз шел по родной вологодской земле. А дальше…дальше были маршевые роты, военный состав и бой с колес : 111я стрелковая дивизия защищала Псков, Остров. Кровопролитные тяжелейшие бои. «Лужский котел». Окружение. Ленинградский фронт. Из окружения вышло не более 960 человек (в штате 111 СД, выступившей в конце июня 1941 года из Вологды, было 14 483 человека).
Не хочется верить, стынет кровь, но бойцы 399 СП, полка, где служил мой отец, погибали в нацистском плену. 30.09.1941 года 111 СД уже не существовало.
3 ноября 2017 года выпало очень много снега, но все идут на кладбище деревни Погост Дмитриевский. Вязнут в снегу, проваливаются в болотистую жижу. Но идут, чтобы положить цветы. Вместе с другими идет Елена Александровна Митечкина, в руках у нее портрет старшего брата ее отца, девятнадцатилетнего, красивого юноши Бориса Михайловича Саратыгина. Горькая и светлая долгожданная встреча…
Так хочется верить, что этих светлых долгожданных минут, пусть и очень тяжелых, грустных, дождутся все, кто не перестает верить ребятам «Вологодского поискового отряда», Ивану Дьякову – командиру, человеку широкой души, Юлии Щекотовой, цель которых сохранить и увековечить Память о тех, кто отдал жизни свои за Отечество. Низкий поклон вам, дорогие поисковики.
Нина РЯБОВА,
поисковик 90х годов.
Отряд «Неизвестный солдат» Виктора Караваева, г.Череповец
На фото: У мемориала – Светлана Васильева, внучка красноармейца Ильи Степановича Синицына. Фото Юлии Щекотовой