Такое название носит выставка в Харовском историко-художественном музее, которая начала работать в середине февраля.
Она позволяет познакомиться с историей возникновения и традициями русского чаепития, даёт предпосылки для развития интереса к основам чайного этикета и ознакомления с этапами эволюции русской кухонной утвари.
До появления чая на Руси «вкушали вино, медовуху, брагу, пиво…». Напитки подносились к столам в специальных сосудах: ковшах, братинах, ендовах.
Медное художественное литьё стало интереснейшим явлением русской народной художественной культуры. Произведениям мастеров-литейщиков – выходцев из крестьянской и городской ремесленной среды – присуща верность многовековой культурной традиции.
Эти предметы широко представлены на выставке в музее. В основном эта посуда изготовлена из красной меди или латуни. К такой посуде ничего не пригорает. Поэтому стоила она дорого, но люди копили деньги, покупали такую посуду и берегли, передавая из поколения в поколение.
Ендовы имеют обычно овальную форму и слив в виде желобка или закрытого сверху носика. Металлические ендовы украшались довольно редко, так как они никогда не ставились на стол. Хозяйка только подносила их к столу, разливала напитки и сразу же уносила.
Другое дело самовар!
«Ах ты, батюшка самовар», «Царь стола» и ещё много разных названий, несущих уважение и любовь. Почитание и превозношение с давних времён несёт эта кухонная утварь.
Сколько песен сложено, сколько стихов, картин написано о самоваре и не сосчитать!
«Повсюду на Руси святой и православной.
Семейных сборов он всегда участник главный.
Нельзя родиться в свет, ни в брак вступить нельзя…», - так в своём стихотворении Пётр Вяземский подчеркнул значимость самовара в укладе русской семьи.
Самовар появился в сороковых годах 18 века на Урале. А подлинной «самоварной столицей» стала Тула, где ещё в 1778 году на фабрике медных изделий Фёдора Лисицына впервые изготовили «водогрейный сосуд». Для изготовления самовара требовалось произвести 12 операций, для чего привлекались рабочие 6-7 специальностей.
Расцвет самоварного промысла относится к первой половине 19 века, когда чаепитие становится национальным обычаем.
Постепенно на смену изысканным вазам в стиле «рококо» во второй половине 19 века пришли простые самовары в форме банок и рюмок, предназначенные для массового потребителя.
И размеры самоваров были разные. От одного стакана до …
«Эгоист», «Тет-а-тет» - это для одного-двух человек. Полуведёрные, ведёрные самовары - для семьи, а для трактиров и чайных использовали даже восьмиведёрные гиганты. Самые распространённые «объёмы» представлены в экспозиции музея.
Большое значение придавалось и выбору материала.
Блестят розоватыми боками бронзовые самовары, жёлтыми и красноватыми – медные…
С распространением традиции чаепития престижно стало помещать самовар и фарфоровую посуду в застеклённых шкафах, чтобы их могли рассматривать.
На выставке представлены фарфоровая «пара» - чашка и блюдце, изготовленные «Товариществом» Матвея Кузнецова – одним из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX - начала XX веков. «В Кузнецовской пёстрой чашке, с золочёными краями, видно, сахару не жалко – чай и сладок, и горяч…!»
Особой заботой хозяйки было сохранение внешнего вида «гордости семьи» - самовара. Его натирали песком, золой, мелко разбитым кирпичом или клюквой.
В конце 19 века самовар пришёл в крестьянскую среду. Его покупка была большим событием даже в зажиточной семье.
В 1912 году в Вологде на Калашной улице в собственном доме было налажено самоварное производство Александра Молчанова. Сохранились открытки с изображением сцен чаепития того времени.
Первое упоминание о чае в Вологде встречается в приходно-расходной книге Архиерейского дома за 1761 год.
А вот как описывает чаепитие в Вологде в 19 веке известный русский издатель и общественный деятель Лонгин Пантелеев: «…Стол накрывался льняной тканью, на который ставился ведёрный самовар. Женщины молчали, мужчины же по большей части дебатировали темы, вращавшиеся около церковного обихода».
Этикет того времени требовал: «Выпив чашку чая, тотчас же накрыть её, иначе хозяйка предлагала выкушать чаю ещё…».
Стены выставочного зала музея украшены картинами «русского чаепития».
Самовар не терял своего назначения до 60-х годов XX века. На смену дорогому сырью - цветному металлу - для их изготовления пришло более дешёвое сырьё - обычный металл с покрытием.
Но чай, приготовленный в «угольном» самоваре, не сравнится ни с чем! Он впитывает в себя не только ароматы листового чая, но и лёгкий оттенок дыма щепы или сосновых шишек.
Мягкий, ароматный, густой, но не горький чай из самовара навсегда остался в памяти с детства, когда бабушка в деревне каждое утро, торжественно благословясь, водружала его первым на стол. А затем к нему пироги, ватрушки или блины, обязательно сахар и щипчики!
А сколько удовольствия доставляет детворе «корчить рожицы» в блестящий бок «батюшки» самовара! Именно такие воспоминания навеяла эта выставка в музее.
Меняются времена, привычки, нравы… Ушли в прошлое неспешные семейные чаепития, где обсуждались семейные дела, заключались деловые сделки…
Но до сих пор угощение гостя чашечкой чая считается символом душевности и гостеприимства.
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА