...Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста, считал Пабло Пикассо.
Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верными рисованию остаются только художественно одаренные люди? У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Почти каждый ребенок любит рисовать, но не у всех получается одинаково. Одному достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Во время работы я столкнулась с проблемой, что дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Все это и многое другое являются причинами отказа детей рисовать.
Многие дети, когда просишь нарисовать, например, домик, говорят: «У меня не получится» или «Я не умею». Конечно, здесь должна быть совместная работа воспитателей и родителей, направленная на подавление неуверенности ребенка в рисовании.
Мой опыт работы показал: для того чтобы дети были раскованнее, увереннее в себе, можно рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни. Это доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нестандартные решения развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции, оказывают благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики руки.
На самом раннем этапе детям не нужны кисточки, карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками. Это и есть их первые нетрадиционные техники рисования. Со временем уже сами или с помощью взрослых подбирают новые приемы и способы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Нам, взрослым, надо сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с различными нетрадиционными техниками, включая самые необычные средства изображения.
Что же такое – нетрадиционное рисование? Согласно «Большому толковому словарю русского языка», нетрадиционный – это не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. А ещё есть мыльные пузыри, зубная паста, пластилин, нитки и множество всего другого, чем можно ещё рисовать! Всеми этими предметами мы обогатили уголок продуктивной деятельности.
Рисование нетрадиционными способами очень популярно у всех детей. Такому рисованию не надо учиться специально, не надо учиться проводить прямые линии, рисовать косые линии, не надо учиться рисовать круги, треугольники и т.д. Одним словом, чтобы ярко и быстро рисовать, не обязательно получать специальную подготовку. Существуют специальные техники, придуманные художниками.
Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо начать с игры. Именно в игре дети получают необходимые знания, умения и навыки, чувствуют себя более раскрепощёнными, непосредственными. Наши занятия нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку.
Рисуя различными техниками, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У ребенка появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что нибудь придумывать. Нетрадиционные способы рисования, если они сопутствуют традиционным способам рисования, творят чудеса для детей, склонных к изобразительному искусству.
У способного ребенка появляется интерес и, что главное, - желание рисовать. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Существует достаточно много нетрадиционных способов изобразительной деятельности.
Печать листьев: окрашивание листьев красками разных цветов, прикладывание его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовать.
Рисование пальчиками: опускание пальчика в гуашь и нанесение им пятнышек и точек на листочек. На каждый пальчик выбирается краска разного цвета.
Рисование ладошкой: опускание ладошки в гуашь (окрашивание ладошки кисточкой с 5 лет, делаем отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами.
Рисование методом тычка: ватной палочкой, опущенной в краску, точным движением сверху вниз делаются тычки по альбомному листу, в соответствии с задуманным рисунком.
Обрывание бумаги: на нанесенный клеем рисунок, накладываются кусочки порванной бумаги или длинные полоски.
Оттиск пенопластом: прижимание пенопласта к штемпельной подушке с краской и нанесение оттиска на бумагу.
Оттиск смятой бумагой: прижимание к штемпельной подушке с краской и нанесение оттиска на бумагу.
Кляксография: зеркальный оттиск половинки рисуемого объекта. Если капнуть кляксу (несколько клякс), а потом сложить лист пополам и плотно прижать другую сторону, то получатся причудливые узоры, в которых можно рассмотреть деревья, цветы, водоросли и т. д. Недостающие детали дорисовываются.
Монотипия предметная: лист бумаги складывается пополам и на одной его половине рисуется половина изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
Монотипия пейзажная: изображение зеркального отражения объектов на водной глади. Лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются предметы и объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половинке.
Пластилинография: создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной плоскости.
Акварельные мелки: смачивание водой бумаги губкой, после чего мелками наносится рисунок. При высыхании бумага снова смачивается.
Рисование с использованием круп, зерен, семян: нанесение клеем рисунка, затем нанесение круп, зерен, семян на проклеенные участки.
Граттаж: рисование на восковой основе, с дальнейшим процарапыванием рисунка пером и острым инструментом бумаги, залитой тушью.
Все эти и многие другие способы помогают создать условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Для того, чтобы детям было интересно, и они хотели бы с удовольствием заниматься творчеством, нужно всё время внедрять новые нестандартные способы рисования, лепки аппликации или придумывать вместе с ними. Мы с детьми обязательно продолжим знакомиться с другими техниками.
Так как по образованию я ещё и психолог, то хотелось бы дать некоторые рекомендации родителям детей 3-5 лет.
Чтобы научить ребенка рисовать, приобретите большой альбом, в котором будут храниться все рисунки ребенка. Время от времени ребенок сможет пересматривать и сравнивать свои работы. Хвалите его работы, как новые, так и старые. Чаще вешайте их на стены, показывайте родным.Никогда не исправляйте ничего в детских рисунках, не оказывайте своего давления.
В 5 лет ребёнок вступает в активную фазу развития воображения и творческих задатков. В таком возрасте родительская задача – это не столько научить ребёнка рисовать что-то конкретное, сколько помочь ему реализовать собственный творческий потенциал, поощрять любые успехи в этой области. Не критикуйте рисунки вашего малыша. Пусть у него еще не получается хорошо рисовать, но главное ведь желание. Если он рисует с душой, а вы будете его критиковать, то малыш, который очень остро воспринимает критику, может вообще отказаться от попыток рисовать.
Садясь со своим чадом рисовать, не давайте ему чётких заданий, что именно он должен изобразить, следуйте за его фантазией. Попросите его рассказать, что он рисует. По окончании работы поговорите о ней. Расскажите об эмоциях, которые она у вас вызывает.
Знакомьте с известными произведениями художников. При их просмотре у ребенка развивается фантазия и воображение.
Выберите место в квартире, где всегда будут лежать принадлежности для рисования в зоне досягаемости малыша. Ведь творческое вдохновение у юного художника возникает моментально и спонтанно, а не найдя реализации, оно также скоро и погибает.
Никогда не говорите, что не умеете и не знаете, как научить ребенка рисовать. Простые линии и фигуры доступны всем. Покажите их малышу, заложите основы, а уж детская непосредственная фантазия подскажет, как их использовать.
Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Желание творить – внутренняя потребность ребенка. Главное, помочь ребенку открыть в себе художника, развить творческие способности, воображение, которые помогут ему стать успешной, деятельной, достойной личностью своего города, края, страны.
Любовь МОРОЗ, воспитатель д/с№3